Несколько дней назад, в рамках обсуждения
постинга о деконструкции прогрессизма, поднимался вопрос о том, как и почему произошла радикализация либеральных идей, вызвавшая ответную волну радикального консерватизма.
Сегодня на сайте РС появился великолепный (sic! Я не преувеличиваю.)
текст Евгения Добренко, в простых и понятных фразах, без всякой гуманитарной зауми, отвечающий на приведенный выше вопрос. Мне этот текст объяснил всё. Вернее, структурировал и облёк в четкие и ясные фразы то, что я хорошо понимал до того, и даже иногда пытался это как-то выразить. Скорее всего у меня почти ничего не получилось. Ну и ладно. Есть люди, которые умеют. Слава им!
...любые идеи, основанные на прекраснодушии и отказе от реальности, обречены на провал. А разрыв между заявленными целями либерального порядка и реальностью стал сегодня кричащим. Возникла парадоксальная ситуация: усилиями прежде всего левых политических сил в современное западное общество вливаются огромные массы людей, воспитанных в куда менее либеральных и толерантных культурах, где трайбализм, расизм, гомофобия, антисемитизм, насилие не только не считаются зазорными, но являются нормой. Люди с иной моральной аксиоматикой несут ценности, прямо противоположные либеральной повестке, разрушают самую ткань и без того довольно хрупкого либерального общества. А мультикультуралистская установка, согласно которой эти люди не должны ассимилироваться, приспособляясь к западной модели мира, не только мешает их интеграции, но меняет моральный компас самого западного мира. Это происходит на наших глазах.
В течение последних нескольких десятилетий политическая система Запада звонит тревожными звонками, не переставая. Поляризация достигла, кажется, эпических масштабов. А разница между Трампом и Орбаном ничуть не больше, чем между Сандерсом и Корбиным. Но и между ними она состоит только в том, что первый не позволял себе публичных появлений с "нашими друзьями из ХАМАС и Хезболлы". Эта политическая поляризация лишена каких-либо идейных оснований. И в самом деле, "прогрессистской" сегодня называется повестка, фактически сводящаяся к защите средневековых социальных устоев, обскурантистских клерикальных режимов, крайне правых политических сил, мракобесных конспирологических теорий, выступающих единым антимодернизационным фронтом.
Не нужно обманывать себя: здесь нет проблемы курицы и яйца. Источник проблем, увы, ясен: не готовые к радикальной либеральной повестке общества делают ставку на силы реакции. Они потому и называется реакционными, что являются противодействием в отношении сил прогресса. Поэтому, если не остановить сегодня левый радикализм, завтра мир вновь, как столетие назад, начнет задыхаться в правом экстремизме. Один прокладывает дорогу другому. И не метафорически даже, но буквально: главными противниками модернизации традиционалистских обществ и главными защитниками крайне правых политических сил в этих обществах выступают сегодня… левые радикалы, пораженные теми же ресентиментом, конспирологией, антилиберализмом и антисемитизмом, что и их противники справа. В саморазрушительном раже бывшие главные жертвы правого экстремизма идут в первых рядах разрушителей либерального миропорядка, последствия чего расхлебывать приходится всему обществу, на глазах теряющему моральные ориентиры.
PS Хочу еще подчеркнуть фантастический контраст этого текста с
эссе унылого старого консерватора Ефима Фиштейна. На одну и ту же тему, кстати.