Для подзабывших.
В: 6 марта 1953 г. на имя Хрущева поступило следующее анонимное письмо: «Я осмелюсь выразить и надеюсь, не только свое мнение и пожелание, но и мнение, и пожелание многих советских граждан, пожелание в том, чтобы в период гражданской панихиды по нашему дорогому и любимому вождю И. В. Сталину не допускать «еврейского ансамбля», именуемого Государственным Союза ССР Симфоническим оркестром, коллектив которого всегда привлекается играть траурную музыку в Колонном зале Дома союзов. Траурная мелодия этого оркестра, состоящего на 95% из евреев, звучит неискренне. После каждых похорон этот еврейский сорняк, сплотившийся под вывеской Государственного Союза ССР Симфонического оркестра, с чувством удовлетворения подсчитывает свой внеплановый доход<…>. У нас есть много оркестров, состоящих из преданных сынов нашего многонационального Советского государства, и нет необходимости возлагать эту миссию на народ (евреев), не показавший за всю историю своего существования образцов героизма и преданности. Единственное, что слышит и с чем сталкивается наш трудолюбивый народ, это воровство, жульничество, спекуляция, предательство, убийства со стороны этого малочисленного, продажного народа, одно слово о котором - «еврей» - вызывает чувство отвращения и омерзения»
О: ... уже 11 марта в докладной на имя Хрущева Отдел литературы и искусства ЦК сообщает (с цифрами и процентами!), что «положение в оркестре не так «страшно»: из 112 оркестрантов русских 66 чел. (59%), евреев 40 чел. (35,7%) и других национальностей 6 чел. (5,3%). Сообщение автора письма о том, что на проводимых в оркестре конкурсах было принято мало русских, не соответствует действительности. За 1951/52 г. в оркестр было зачислено по конкурсу всего 14 музыкантов, из них русскиих 11 и евреев - 3.<…>В течение мая - июня с. г. Комитет по делам искусств переводит на пенсию 10 музыкантов (из них русских - 2, евреев - 8 чел.). В сентябре 1953 г. оркестр пополнится (пo конкурсу) новыми музыкантами коренной национальности» (с. 346). Занятно последнее предложение: пополнится «по конкурсу» пока неизвестно кем, но уже доподлинно известно, что «новыми музыкантами коренной национальности». Читая документы удивляешься не столько «засилью» (любимое слово в этих бумагах!) евреев, сколько тому, как они вообще умудрились сохраниться не только в институтах физики (где они создавали для режима новейшие вооружения), но в сфере искусства и образования.
(С) Вспомнил не случайно. Вчера вечером приступил к чтению монументального двухтомника
профессора Шеффилдского университета Евгения Добренко "
Поздний сталинизм: Эстетика политики."
Пока успел проглотить только "Введение. Сумерки сталинизма". Уже из этой малой части большого текста понял, что писал эту книгу очень умный и очень информированный человек. Также понял, что описанное в этой книге может ответить на все (sic!) вопросы, заданные в попытке понять происходящую сегодня жутковатую реальность нашей бывшей Страны Исхода и людей, имеющих несчастье там жить. Как-то не совсем удобно рекомендовать к прочтению еще не прочтенную до конца книгу. тем не менее, "Введение" произвело на меня такое сильное впечатление, что я буду рад, если мы с вами со всеми будем читать эту книгу параллельно. А потом обсудим. Ладно?