Мир, которого нет. Которого никогда не было. И - никогда не будет.

Jul 24, 2022 12:00

Несколько недель назад, уныло опухая от нудноватых франзеновских "Перекрестков", в стремлении почитать что-то одновременно и бойкое, и умное, я закинул себе в "Киндл" замечательную электронную книгу "Стругацкие. Томированный и хронологический сборник произведений". Выдающийся труд составителей! Почти все канонические тексты, разбитые на периоды творчества. Комментарии Бориса к каждому разделу. Критические статьи самих АБС, воспоминания о братьях и их творчестве от тех людей, которые в самом деле были знакомы с АБС долгие годы. Удобное оглавление, которое позволяет быстро перемещаться между текстами: что весьма полезно, ибо чтение (вернее - перечитывание) любого текста и/или комментария вызывает ассоциации, требующие немедленного перечтения другого текста. В произвольном порядке - именно так работает ассоциативная память. В общем, всем, имеющим электронную читалку (не обязательно "Киндл", на "Флибусте" текст есть во всех форматах), искренне желаю скачать эту электронную книгу книг (шутка), и никогда ее не стирать из своей личной библиотеки. Периодически почитывая и перечитываю - под текущее настроение. Поверьте - не пожалеете!

Впрочем, я собираюсь говорить не об этой книге. Вернее - не только о ней. Перечитывание любимых книг, хрестоматийно знакомых еще с детско-юношеского возраста (например, "СБТ" я прочел в возрасте десяти лет от роду, когда она вышла в красненьком томе "Библиотеки Приключений") сегодня - увлекательнейшее занятие. Многое, очень многое сегодня видится по-другому. При полном понимании и уважении к точке зрения авторов, являющихся сыновьями своего времени. Даже опережая его, это самое "своё время". Мне хотелось бы поделиться со своими френдами некоторыми мыслями, возникшими при перечтении. Надеюсь, я периодически буду это делать.

Сегодня я хочу поделиться своими впечатлениями от "Мира Полудня". Такого, каким он предстает в повести "Полдень, XXII век". Которую я впервые прочел десятиклассником, вот в этом издании 1975 года. С тех пор я эту книгу не перечитывал. И вот - сейчас.

Как и почти все люди моего круга и моего поколения, я бы хотел жить в "Мире Полудня". И тогда хотел, и сейчас хочу. Об этом написаны тонны слов самыми разными людьми, не стану повторяться. Но... Только сейчас я понял, что "Мир Полудня" описывает общество, совершенно невозможное. Причем, невозможное по довольно экзотическим, неведомым тогда авторам причинам. Которые сегодня бросаются в глаза и режут их без всякой жалости. Оставим в стороне всяческие технико-научные аспекты (АБС никогда и не собирались жульвернствовать) и вытекающие из них психологические и философские коллизии. Оставим в стороне Теорию Воспитания, о которой сами авторы потом честно писали (хотя несколько иными словами), что она адекватнее всего классифицируется известным выражением "Хорошо бы ежа трахнуть". Обратимся к людям Полудня, к устройству их повседневной жизни. Так, из текста повести явственно проступает, что люди Полудня кушают хорошую натуральную пищу. А именно, в промышленных масштабах  пасут коров, свиней и даже китов именно с целью получения мяса! Еретичность этой черты Мира Полудня пришла мне в голову при недавнем просмотре очердного репортажа об успехах нашего израильского фуд-тека в области выращивания не-мясного мяса и изготовления не-молочного молока. Понимаете? В отличие от наших современников люди Полудня не мучались никакими этическим комплексами по поводу промышленного убийства мелкопитающих с целью получения качественной еды для homo poludenicus. Сегдня это представляется диким даже мне, который ни разу не веган, не вегетарианец, но - убежденный карнивор со стажем.

Далее, в Мире Полудня живут и замечательно работают, отдыхают, путешествуют, размножаются и даже иногда умирают парни и девушки. Понимаете? Парни. И - девушки. А где же, пардон, сто двадцать семь гендеров? Которые, если верить сегодняшним СМИ, являются одной из основных характерных черт современной цивилизации? Где в Мире Полудня представители ЛГБТ+? Правда, иногда в текстах возникают представители чего-то странно-асексуального, вроде Камилла из "ДР". Но и всё. Не-ту! (Не путать с MeeToo).

Может быть именно все отмеченные выше черты делают Мир Полудня столь привлекательным для нас даже сегодня. Тот мир - нормален! В нашем, пубертатно-советстком понимании нормальности. Но - реален ли тот мир? Нет и еще раз нет! К пониманию полной нереальности Мира Полудня первыми пришли сами его создатели:

...авторам нравилась придуманная ими концовка. Там у них Максим Каммерер, пройдя сквозь все круги и добравшись до центра, ошарашенно наблюдает эту райскую жизнь, ничем не уступающую земной, и общаясь с высокопоставленным и высоколобым аборигеном, и узнавая у него все детали устройства Империи, и пытаясь примирить непримиримое, осмыслить неосмысливаемое, состыковать нестыкуемое, слышит вдруг вежливый вопрос: «А что, у вас разве мир устроен иначе?» И он начинает говорить, объяснять, втолковывать: о высокой Теории Воспитания, об Учителях, о тщательной кропотливой работе над каждой дитячьей душой... Абориген слушает, улыбается, кивает, а потом замечает как бы вскользь: «Изящно. Очень красивая теория. Но, к сожалению, абсолютно не реализуемая на практике». И пока Максим смотрит на него, потеряв дар речи, абориген произносит фразу, ради которой братья Стругацкие до последнего хотели этот роман все-таки написать.
- Мир не может быть построен так, как вы мне сейчас рассказали, - говорит абориген. - Такой мир может быть только придуман. Боюсь, друг мой, вы живете в мире, который кто-то придумал - до вас и без вас, - а вы не догадываетесь об этом...
По замыслу авторов эта фраза должна была поставить последнюю точку в жизнеописании Максима Каммерера. Она должна была заключить весь цикл о Мире Полудня. Некий итог целого мировоззрения. Эпитафия ему. Или - приговор?..

Ну и еще, чтобы два раза не вставать. О странном пророческом даре АБС. В "Полдне", впервые изданном в 1962 году, упоминается некий «метод Каспаро-Карпова». Шахматисту Карпову тогда было лет 11, а шахматист Каспаров еще не родился вообще. Забавно! Я только сейчас обратил внимание, но, оказывается, этот анахронизм отмечен даже в статье про "Полдень" в Вики.

литература, будущее, Стругацкие, общество, жизнь

Previous post Next post
Up