Сегодня я расскажу о первой в Омске серьезной эротической выставке, которую «Патефон Сквер» провел в 2002 г. Называлась она «Танец семи покрывал, или Искусство обнажения». Ниже опубликован отрывок из статьи в «ПС» №5, где мы давали «отчет» о выставке. Там я пишу, что с этим проектом было связано столько событий и откровений, что им нужно посвятить целую книгу. Действительно, ни до, ни после ни один проект (кроме - разве что - «Поворота») не преподносил столько удивительных сюрпризов и потрясающих историй. Хотя даже «Поворот», пожалуй, не сравнится с этой выставкой. Я до сих пор не могу публично описать многое из того, что было связано с этим проектом. Эта выставка впервые в Омске собрала всех ценителей эротического искусства во всех видах искусства - художников, фотографов, мастеров боди-арт, керамистов, скульпторов, моделей, стриптизеров, актеров, музыкантов, поэтов, искусствоведов, журналистов и т.д.
Отдельной главы заслуживает название выставки, о котором уже много было написано и говорено в сибирской прессе.
Но самое интересное, конечно же, происходило в кулуарах (то бишь, ночью!). Если тезисно, то:
- Почти каждую ночь после репетиций ко мне в гости (а я почти всегда дежурил в галерее по ночам сам) приходила труппа актеров Драмтеатра во главе с Марчелли. Иногда от некоторых из них пахло зеленым запахом :) Мы много общались, пили вино, придумывали новые идеи и проекты.
- Еще из соседних стриптиз-баров часто заходили девчонки, которые не могли уехать домой в 3 часа ночи. Это были профессиональные танцовщицы стриптиза. Было жутко интересно наблюдать за их реакцией на картины :)
- Как-то ночью молодые растаманы попросили меня научить их варить одно загадочное зелье. Когда запах распространился по всему павильону (а не забывайте, что это самый центр города, 200 метров до мэрии!), к нам постучали менты. Я спрятал ребят под картинами, и пошел общаться. Выяснилось, что менты искали каких-то беглых преступников и интересовались, не видели ли мы чего необычного ))))
- За сутки до открытия выставки у нас еще не было ничего готово - павильон нам сдали абсолютно голым, с кучей строительного мусора, и я должен был за 4 дня, по-моему, полностью его переформатировать. В общем, в последнюю ночь у нас «работало» больше 20 моих друзей и знакомых, которые забивали гвозди, развешивали ткань, расставляли светильники, развешивали картины, и даже проводили розетки. Когда наступила ночь, мы были только на полпути к цели, но ребята устали. Что там творилось! Представьте 20 голодных студентов, которые вымотались и нанюхались краски в закрытом помещении! Ценой неимоверных усилий (а также нескольких зубов этих замечательных парней и девушек, которые выпали по совершенно другим причинам, не подумайте ничего!) удалось завершить всё за 2 часа до открытия.
- Когда мы открыли двери, в помещение, рассчитанное на 80-90 человек забилось больше 150! Там реально негде было стоять, и люди толпились на улице, заглядывая на выставку через спины стоящих в проходе художников, журналистов, искусствоведов. Кстати, презентация была закрытая (т.к. «простых смертных» туда не пускали). Для того, чтобы все могли меня видеть, мне пришлось взобраться на строительного «козла», откуда я и вещал об открытии нашего нового проекта. Туда же потом забирались главный сексолог омской области Сергей Тимофеев, мастер боди-арт Татьяна Жарова, главный искусствовед Омска Владимир Чирков и еще несколько важных людей, партнеров и друзей проекта.
- Чирков тогда как раз имел со мной историческую беседу, заложившую начало нашей «культурологической» дружбе. Он с сожалением и грустью сказал, что ожидал от нас порнографии, так как мы - «молодежь». Он сказал, что сам много лет хотел провести такую выставку, но не мог никак взяться. И сказал, что выставка очень и очень «художественная». Это комплимент, если что. Хотя он и настаивал на том, что порнография должна появиться в следующем проекте. Было еще много других тем и слов. С этого проекта на ВСЕ наши проекты Чирков приводил секцию искусствоведения, сам много и активно участвовал в информационном континууме вокруг проекта, и мы очень много и плодотворно общались (см. предыдущие записи блога).
- Да, вечером, когда уехали все, на меня было покушение. Это неприятное воспоминание, как вы понимаете, поэтому я не хочу его описывать. Но такое было.
- Что касается уникальных посетителей, то омские лесбиянки просто облюбовали наш павильон, так как большинство картин изображало красоты женского тела. Девчонки что только не делали на выставке - разве что не раздевались донага. Хотя и гетеросексуальные молодые парочки, пройдя до середины зала, частенько перевозбуждались и начинали активно обниматься и лизаться где-нибудь за картиной )) иногда это длилось по полчаса, а то и больше ))
- Много, много было событий, уникальных встреч, потрясающих людей и откровений, много неожиданностей. К тому же, для меня и моих ребят такой публичный форум был первым - ведь галерея находилась реально в самом центре города, практически на остановке «Турист», и народ заходил самый разный! Было много психически больных, глухих, подростков-хулиганов (мы написали, что вход с 16 лет) и пр. В общем, это реальная книга, которую, надеюсь, когда-нибудь напишу. А вы прочитаете - потому что это было жутко увлекательно.
***
Да, помимо всего прочего - не забывайте, что это был реальный искусствоведческо-культурологический проект со всеми вытекающими, причем значение его для Омска трудно переоценить. Поэтому, чуть позже опубликую малую часть из просто громадного количества публикаций о выставке. Кстати, ВСЕ телекомпании города приезжали на выставку как минимум два раза. ВСЕ радиостанции города как минимум 3 раза выпускали новости и передачи о выставке. Практически все печатные издания откликнулись на этот проект. У меня до сих пор хранится папка этих уникальных публикаций. А через год после проекта в Омске начались наконец-то другие выставочные проекты эротического искусства - например, в «Центре спортивных развлечений». Правда, они были менее громкими и долгими, но они были, и это уже приятно!
А пока мы публикуем обещанный отрывок из «ПС» №5 о выставке…
Танец семи покрывал, или Искусство Обнажения.
О, эта выставка стала для «ПС» совершенно невероятнейшим приключением! Пожалуй, когда-нибудь через надцать лет одну из книг своих мемуаров я полностью посвящу ей. Потому что, если рассказать всё как есть, многие будут шокированы, и их точка сборки сместится на неузнаваемые вершины восприятия. Многие снимут шляпы, а без них как-то скучно стоять под осенним дождём. Поэтому - подождём «своего» времени.
Так, отдельные вехи этой живописной эпопеи... Начнём, пожалуй, с перечисления имён художников, участвовавших в этом удивительном таинстве: Виктор Погодин, Евгений Вигилянский, Лидия Заремба, Татьяна Бугаенко, Александр Макаров, Александр «Бек» Исланов, Николай Молодцов, Анна Раух, Татьяна Татаурова, Андрей Сухарев, в том числе новые имена - Юлия Кириченко, Надя Ардан, Екатерина Январская. Фотохудожники Олег Деркунский, Вадим Иванов, Оксана Рябуха, Вадим Толстов. Дизайнеры Станислав Никулин, Ольга Егорова, Татьяна Данилова. Мастера боди-арт Татьяна Жарова, а также студентки ОГИСа и технологического коллелда. Керамист Наталья Чепкасова. Мастер батика Татьяна Колточихина.
Да, всего за день до открытия выставки в остановочный павильон, обтянутый изнутри чёрной тканью, постучался человек. Работа спорилась, стучали молотки, скрипели плоскогубцы, жужжали пылесосы, развешивались картины. И человек вошёл. Он сказал, что услышал о нашей выставке по радио (как обычно, этот проект предварялся радио-интервью со мной на «Эхо Москвы». За что им большое спасибо!), когда ехал в своей машине. И - не смог не заглянуть. Конечно, ничего интересного увидеть за сутки до открытия нельзя - по совершенно объективным причинам. Но этот загадочный мужчина имел целью совершенно иное. Посмотрев некоторые из картин, он сказал, что будет - если что - защищать нас от полиции нравов. И протянул визитку. На которой было написано: «Тимофеев Сергей Александрович, гл. сексопатолог ГУЗ Администрации Омской области». Да, так начиналась наша выставка.
За пять недель экспонирования выставки наш павильон посетило более полутора тысяч человек! При этом десятая часть из них приходила минимум по два раза. Сколько эмоций и восторгов оставлено и приобретено здесь - не перечесть. Влюблённые пары просто не могли выйти из павильона - атмосфера, нежность и красота, разлитые в пространстве, не отпускали их по часу-полтора. На это время остановочный павильон превратился в «тусовое» место прогрессивной и творческой среды города. Почти все телекомпании Омска снимали по два-три (!!) сюжета об этой выставке. Не говоря уже о потоке газетных статей с большими и красивыми фотографиями. Книга отзывов наполнена порой самыми неожиданными фразами посетителей, самые остроумные или полярные из которых мы приводим ниже.
«ПС» №5, 2004 г.
***
И еще одно. Текст, который очень близок теме:
В эротике есть искупление полового греха человека, искупление осуществленное и переходящее в творчество. Грех падшего пола побеждается отрицательно через аскетизм и творчески-положительно через любовь. Натуральная, хотя и искаженная бисексуальность всякого человеческого существа в андрогинизме получает свой сверхприродный, мистический смысл. В андрогинизме есть взаимопроникновение всех клеток мужской и женской природы, то есть слиянность конечная, предельная. Каждая клетка человеческого существа андрогинична, несет в себе отблеск природы божественной. И соединение мужского и женского должно быть глубинным, не поверхностным. Окончательная тайна бытия андрогинического никогда не будет вполне разгадана в пределах этого мира. Но опыт любви эротической приобщает к этой тайне. Связь любви эротической с андрогинизмом и есть связь ее с личностью. Ибо, поистине, всякая личность - андрогинична. Андрогинизм есть восстановленная целость пола в богоподобном бытии личности. В любви должна открыться не тайна женственности и не тайна мужественности, а тайна человека.
Также неразрывно связана эротика с творчеством. Эротическая энергия - вечный источник творчества. И эротическое соединение для творческого восхождения совершается. Также неразрывно связана эротика с красотой. Эротическое потрясение - путь выявления красоты в мире.
Бердяев Николай Александрович
(с) Профессор Патефон