ГЛАВНОЕ ОРУЖИЕ ИНГЕГЕРДЫ И ВАЛЬКИРИИ ЭМЕРГАРДЫ

Dec 17, 2024 17:09



Хотя эта картинка была забракована, но сейчас она как нельзя кстати. И даже черно-белая  работа Гюстава нашего Доре, воспевшего ратные подвиги Флорины Бургундской, при всем том, что именно она стала причиной того, что иллюстрация не пригодилась. Зато на ней имеется рыцарский орден, которым издавна награждали исключительно женщин-госпитальеров.

На самом деле Флорина Бургундская -  миф. Такой же, что главным оружием рыцарей был меч, как любят изображать иллюстраторы и созидатели кино. Не сосчитаю, в скольких фильмах, произведенных в разные времена каких угодно стран, положительному герою-рыцарю вполне было достаточно для отправки на тот свет очередного негодяя в доспехах, притулить свой меч к его торсу и одним движением, без малейшего замаха, успешно разрезать панцирь с кольчугой под ним.

А вообще-то в основе мифа нередко реальный факт, обросший со временем невероятными подробностями. Но когда писал роман "Коготь дьявола" в который раз убедился: рядом с реальной жизнью многие мифы элементарно отдыхают. И совсем не случайно главным оружием Ингегерды был топор, с помощью которого даже не самая из физически сильных женщин могла ошеломить самого настоящего богатыря в доспехах так, что его дальнейшее участие в бою было элементарно невозможно. И через всего-навсего сотню лет после ухода в Края Ингегерды это подтвердила Эрмергарда, чей портрет был бы куда уместнее, нежели мифической Флорины. Образ ее супруга-виконта, намного старшего своей жены, также мерк в сравнении с ее деловыми и прочими способностями. Менестрели и трубадуры воспевали ее как покровительницу поэтов и художников, но Эрмергарда, правившая своим виконством в стране, где королевой относительно недавно была одна из дочерей Ингегерды, вошла в историю совсем по другому поводу.

Она, как и иные дамы, принимала участие во Втором крестовом походе... Но зачем мне сейчас по новой городить старый огород, если относительно недавно это сделал сайт "Мир знаний". Потому и запросто цицирую.

"До 1149 года Тортоза (город в Каталонии) была сарацинской крепостью, которая контролировала окрестные морские пути. Затем ее взяли штурмом соединенные силы англичан, французов и рыцарей-тамплиеров из Англии, Франции и Испании, которые были собраны для участия во Втором крестовом походе. Руководил походом Раймунд, граф Барселонский. В походе принимала участие и юная виконтесса Эрменгарда со своими нарбоннцами.

Город был взят, но тут же в разношерстном войске победителей начались проблемы и внутренние распри. А затем почти все мужчины отправились на осаду другой крепости - Лериды. В городе остались почти одни лишь женщины.
Сарацины решили этим воспользоваться. В 1149 году они атаковали крепость. И отражать сарацинскую атаку пришлось именно женщинам. Возглавила оборону крепости Эрменгарда, виконтесса Нарбоннская.
Сарацинов было гораздо больше. Но женщины Тортозы и не подумали о сдаче. Все, кто мог, надели рыцарские доспехи. А в руки взяли топоры. Своей предводительницей воительницы Тортозы выбрали Эрменгарду - как самую знатную и вместе с тем самую авторитетную.

И юная Эрменгарда отважно повела их в бой. Во время штурма судьба крепости, казалось, висела на волоске. Толпы сарацинов, как бурлящие морские волны, хлынули на крепостные стены. Закипела жаркая битва. Женщины сбрасывали врагов со стен, отталкивали штурмовые лестницы, поливали нападавших кипящей смолой и забрасывали камнями. А против тех сарацинов, которым удалось забраться на верхушки крепостных стен, приходилось применять уже те самые топоры.

Одному неприятельскому отряду удалось прорваться в крепость. К ним наперерез бросилась сама Эрменгарда с небольшой свитой. «И за решеткой крепостных ворот пришлось биться с ними [сарацинами] лицом к лицу, - писал летописец. - И победили их». Яростные женщины Эрменгарды, как неистовые валькирии, рубили топорами сарацинские головы. Наконец сарацины дрогнули и бросились бежать обратно - к своим. Прорыв внутрь крепостных стен не состоялся.

Воодушевившись своей победой, женский гарнизон Тортозы решил сделать вылазку. «Тогда выступили из укрепления все вооруженные женщины. И устремились на этих злодеев. И стали избивать их и в одиночку, и целыми массами и истреблять, как овец, и гнали их всех в полном смятении и расстройстве и истребляли их до тех пор, пока сами совсем не выбились из сил».

Когда вдали наконец показались на взмыленных лошадях всадники Раймунда Барселонского (рыцари получили известие о беде, в которую попали женщины, и стремглав устремились на помощь) - все было уже кончено.
Пораженному графу и его воинам оставалось лишь, образно говоря, благоговейно снять шляпу перед боевыми подругами. Нет, конечно, они знали, что женщины, сопровождавшие их в походе на мавров, были не робкого десятка, но такого героизма от них они все-таки не ожидали. Особенно поразительно было то, что отбились женщины не от каких-то разбойников, восставших крестьян и тому подобных воинов-«любителей», а от регулярных мусульманских войск, профессионалов своего дела.

В знак восхищения граф Раймунд Барселонский повелел: создать из уцелевших защитниц Тортозы женский рыцарский орден и дать ему название - орден Боевого топора (в честь основного боевого оружия воительниц). Символом ордена должен был стать красный топор на белом фоне. Магистром этого уникального ордена стала, конечно же, Эрменгарда Нарбоннская, руководившая обороной крепости".

Мне же остается лишь добавить, что именно тогда впервые во Всемирной истории женщины уравнялись с мужчинами в правах. Воительницы ордена имели право на владение землей и наследством. Орден Боевого топора просуществовал очень долго, до тех пор пока в бою не погибла последняя из жещин-рыцарей. К слову сказать женщины не только в качестве сестер милосердия, но и воинов, состояли в рыцарских орденах. Исключение составили только тамплиеры, не допускавшие женщин в свои ряды. Стоит ли удивляться, что в отличие от госпитальеров, они давно бесславно прекратили свое существование?

ингегерда, коготь, искусство, кино

Previous post Next post
Up