Потеряв память о нашем прошлом, мы потеряем самих себя…
В Одессе есть места, где всегда старался и стараюсь не бывать: парк культуры и отдыха имени Ильича, зоопарк, да и Куликово поле...
Потому что мне не по душе ходить по костям, хотя Советская власть сильно старалась прервать духовную связь поколений и вытравить из нас память о прошлом ненавистного ей Города, уничтожив в тридцатые годы кладбище, где упокоены 200 тысяч первостроителей Одессы: православных, католиков, иудеев, магометан, караимов есть и другие, не позабыв при этом предварительно ограбить их, вытаскивая из могил и склепов не только драгоценности, оружие, награды, но даже металлические гробы.
Точно так уже на моей памяти поступили и с Новым еврейским кладбищем напротив Второго христианского, с драгоценностями мародерам там не сильно обломилось, зато с каким свистом они торговали памятниками, некоторые из которых стали сырьем для новых монументов, на иных из них даже видны плохо стесанные еврейские письмена, а в основном, так шито-крыто все продали колхозам-совхозам, хотя были еще варианты. Об этом я написал в книжке «Картина», а уже после ее выхода, один пацан купил убитую наповал коммуну подо мной, и делавшие там ремонт работяги вытащили из нее могильную плиту с того самого кладбища…
Мой кореш, замечательный писатель, академик Саша Дорошенко среди прочих книг издал и книгу размышлений об уничтоженных одесских погостах «Переправа через Стикс», которую, будь моя воля, сделал бы обязательной для изучения старшеклассниками Одессы.
Не так давно мои приятели академик и автор многих книг за Одессу Миша Пойзнер и известный одесских краевед, автор тоже не одного десятка книг за Маму, Олежка Губарь выдали даже не книгу, а самый настоящий толстенный фолиант «Одесские некрополи», ради чего глотали архивную пыль в течение шести лет.
А все началось с того, что жил-был в Одессе Владимир Иванович Смирнов. Это он тщательно собирал сведения, делал фотографии и атрибутику самого первого, пока еще не уничтоженного в конце тридцатых того самого одесского погоста, что начинался в конце Преображенской улицы, у Привоза. Сам же он упокоился в 1940 году, когда ничего не осталось ни от первого одесского кладбища, ни от Церкви Всех Святых, что на фотографии.
Собранный им огромный архив семья Владимира Ивановича хранила почти семь десятков лет, а затем передала в надежные руки Миши Пойзнера, который имеет опыт по выпуску фолиантов, связанных с документальной историей Одессы. Достаточно вспомнить огромный альбом за Город времен оккупации, и я не понаслышке знаю сколько времени, нервов и сил потратил Мишка с моим корешем Шурой Грабовским, пока эта книга увидела свет.
Сколько лет ушло у Миши и Олега, чтобы подготовить к публикации книгу Владимира Смирнова, снабдив ее огромным библиографическим материалом - вы уже знаете. Но я уверен, что вы ничего не знаете за Грабовского, с которым я корешую ровно сороковник, а если бы узнали, чем Одесса обязана ему только за последние пару десятков лет, то на уши бы встали.
Это так, чтоб все еще раз уверились: одесситы - трепачи и хвастуны, какими представляют нас за пределами Города.
В общем-то, все привычно: не благодаря, но вопреки, делают, живут-поживают уже можно сказать, что по возрасту старики, но по прежнему молодые Сашка Дорошенко, Мишка Пойзнер, Олежка Губарь, Шурка Грабовский…
Которые знают, что до них жил-был Смирнов. Владимир Иванович.
Помнивший за тех, кто строил Одессу и как город, и как явление до него, и сохранивший не просто память за их дела, но и сами их имена, как бы ни старались власти, которым никогда ни была и не будет подвластна наша Мама, прервать духовную связь поколений одесситов…