Ну ничего себе... Оказывается, на сайте Минобрнауки еще позавчера появился проект стандарта для старшей школы, а я и не знаю. Спасибо знакомому редактору за наводку. Впрочем, похоже мало кто знает - ни на образовательных сайтах, ни на новостных лентах ничего на этот счет обнаружено мною пока не было. А
документ ведь не просто любопытный, а... охренеть какой любопытный.
Если вкратце, то суть дела в том, что на старшей ступени наряду с базовым и профильным уровнями вводится еще один - дополнительный уровень - "интегративный" (общеобразовательный)". Но если вы думаете, что вам объяснят суть дела в самом проекте или в каком-либо дополнительном документе, то вот фигушки! Коллеги-блудословы из Института стратегических исследований в образовании РАО (именно там трудятся кропотливо наши безымянные авторы) очень подробны где угодно, например в описании своей блудословной игрушки "метапредметные, предметные и личностные результаты обучения", но только не там, где это нужно было бы. Ну это и немудрено, в их интересах скорее усугубление путаницы, нежели прояснение дела.
Тем не менее, из проекта стандарта для старшей школы можно извлечь и кое-что конкретное и имеющее практическое значение для большинства граждан РФ:
Во-первых, как уже сказано, три уровня "освоения основной образовательной программы" - интегративный (общеобразовательный), базовый, профильный. Самый прикол, это, конечно, первый - ИНТЕГРАТИВНЫЙ уровень. Предметные результаты обучения здесь должны быть (внимание!) "ориентированы на формирование общей культуры и реализацию преимущественно мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, а также задач социализации учащихся". Для сравнения предметные результаты на уровне БАЗОВОМ "должны быть ориентированы на освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету (...)". То есть обучающихся на интегративном уровне необходимо социализировать, воспитать, и сформировать у них "общую культуру" и мировоззрение (кстати, каково оно - это тоже очень интересно), и НЕ БОЛЕЕ ТОГО. И хотя программа старшей школы, согласно документу, предполагает "формирование свободно конструируемого индивидуального учебного плана", можно предположить, КАКОВ будет тот "индивидуальный план" для большинства старшеклассников.
Во-вторых, обязательными для изучения предметами будут являться ВСЕГО ЧЕТЫРЕ:
- Россия в мире (это у нас история)
- Физическая культура
- Основы безопасности жизнедеятельности
- и...(что вовсе и не предмет в традиционном понимании) "выполнение обучающимися индивидуального проекта".
Третье - это выбор предметов "из каждой предметной области". Вот эти области, согласно проекту стандарта. В скобках - названия предметов, курсивом мной выделены предметы "интегративного уровня", иностранного языка на интегративном уровне не предусмотрено:
1) русский язык и литература, родной язык и литература (русская
словесность, русский язык, литература, родной язык, родная литература);
2) иностранный язык (иностранный язык, второй иностранный язык);
3) общественные науки (обществознание, история, география
экономика, право);
4) математика и информатика (математика и информатика, алгебра и
начала математического анализа, геометрия, информатика);
5) естественные науки (естествознание, физика, химия, биология,
экология);
6) курсы по выбору (по выбору образовательного учреждения)
Ну и последнее. Специально или случайно (что вряд ли) документ прротиверечит самом себе. Причем на одной и той же, 56 странице. С одной стороны утверждается, что "реализация задач обязательной части учебного плана обеспечивается выбором одного (двух) учебных предметов, курсов из каждой предметной области (но не более 7 учебных предметов)" и что количество учебных занятий за два года не может составлять менее 2100 часов. С другой стороны, четыре предмета - Россия в мире, физическая культура, ОБЖ и "индивидуальный проект" недвусмысленно названы ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ, что предполагает необязательность всего остального.
Авторы, коллеги, ау, где вы! Покажите нам свои честные и высокоинтеллектуальные лица! Объясните, что вы там понаписали!
P.S. Вот дядечка из ГД утверждает, что:
Практически переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты должен произойти с 1 сентября 2011 года, но это коснётся только первоклашек. Пятиклассники перейдут на новые стандарты только в 2016 году, а девятиклассники - в 2020 году. То есть предусмотрен временной запас для всесторонней подготовки к переходу. Я назвал сроки, когда все школы должны будут перейти на новые стандарты. Но те, кто будет готов реализовывать их раньше, смогут перейти на обучение по новым программам в более ранние сроки.
Сдается мне, что он лукавит. До 2020 года ихняя ГД и прочий кремль могут и не дожить. А болванчики, которые будут еще и денег платить за свое оболванивание, нужны уже сегодня.