Если бы я входил в состав мирового правительства. Часть 1. Преамбула. Проект Балатон.

May 15, 2011 15:46


Мир наполнен мифами. И это не случайно. Подавляющее большинство не умеет мыслить системно, а иногда даже просто рационально. Как сказал Бернард Шоу «2% людей думают, 3% думают, что они думают, 95% не заставишь думать даже под страхом смерти».

Можно не согласиться с великим писателем и драматургом в части численных оценок думающих и не думающих, но суть он ухватил в целом правильно.

И из сказанного становится очевидным, почему без мифов, упрощающих и «красиво и наглядно иллюстрирующих» сложную действительность не обойтись.

Одним из таких мифов я лично считаю миф о так называемом «мировом правительстве», столь популярный у иных землячков.
Впрочем, иногда в целях исследования того или иного явления бывает полезно обратиться к мифам, и допустить, что они правдивы. В системном анализе это называется «использованием карикатурных моделей».

Вот и допустим на время, что мировое правительство существует.

И, прямо скажем, что сейчас оно находится в состоянии глубоких раздумий.

О чем же задумались упомянутые господа?

Да все о том же. О чем они думают уже не один десяток лет с перерывом на 1990-е. И, кстати, все не могут найти ответа.
Откуда я это знаю? Сейчас расскажу.

В конце 1970-х, начале 1980-х годов появились довольно известные доклады Римскому клубу о пределах роста.
Я об этих докладах многократно писал. Кратко они сводились к тому, что при экстраполяции существующих тенденций развития цивилизации мир ждет глобальный кризис системного характера. Который будет выражаться в экологическом, энергетическом, ресурсном, продовольственном и демографическом кризисе, проявившихся одновременно.

В результате всех этих кризисов население Земли должно сократиться минимум в четыре раза, максимум в семь раз.
Ибо ресурсов, площадей для комфортного проживания, энергии и т.д., и т.п. «на всех не хватит».

Я написал обо всем этом подробно и доступно в своей только что изданной в издательстве «Алгоритм» книге «Катастрофа-2012».
Желающие могут ознакомиться, но для дальнейшего понимания достаточно и тех кратких тезисов, которые я уже привел.
Заказчики докладов Римскому клубу долго переваривали полученные результаты. Возникло даже целое научное направление «глобальное моделирование», в рамках которого строились различные модели и изучались возможности того, как глобального кризиса избежать.

Чуть позже в итоге появились некие умеренно оптимистичные и совершенно невнятные прогнозы и «стратегии», типа «устойчивого развития», которые и были вынесены на публику.

Но как участник тех исследований могу ответственно сказать: РЕШЕНИЯ НАЙДЕНО НЕ БЫЛО.

Более того, это признавалось самими заказчиками.

Но дальше было еще интереснее. Сами западные участники клуба признали, что (ВНИМАНИЕ!!!!) ЗАПАДНАЯ НАУКА И ЗАПАДНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ В ЦЕЛОМ НЕ ПОЗВОЛЯЮТ НАЙТИ ВЫХОД ИЗ НЕИЗБЕЖНОГО ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА.
Прорывные кардинальные решения могут быть найдены только в рамках креативной, органично системной РУССКОЙ научной и мировоззренческой традиции.

И был предложен совершенно беспрецедентный проект «Балатон».

Проект был назван по имени венгерского озера Балатон, где располагаются курорты европейского уровня.
Венгерское руководство предоставляло один отель на берегах Балатона в качестве штаб-квартиры проекта. Венгры тогда были «самыми продвинутыми» среди социалистических стран в вопросах конвергенции с Западом.

СССР предоставлял 80% исследовательского персонала.

Западные спонсоры предоставляли деньги, технику и доступ к информации. Ну, и 20% исследовательского персонала.

Целью проекта был поиск реальных путей выхода из грядущего кризиса. И реальное определение цены такого выхода. Ну, и разумеется, прогнозирование последствий завершения кризиса, если он будет идти в неуправляемом режиме сам по себе.
Куратором от СССР был академик Шаталин, в отделе которого во Всесоюзном научно-исследовательском институте системного анализа (ВНИИСИ АН, ГКНТ и Госплана СССР) я тогда работал.

Проект был серьезным. Без дураков. Как говорил тогда Шаталин «у вас появится уникальный шанс проявить себя на 100% без оглядки на что-либо».

И брали в проект именно креативщиков, способных на нестандартные ходы.

Исполнители, реальные исполнители (хотя были и просто блатные, но их сразу так и позиционировали) должны были быть людьми творческими, способными к выработке прорывных решений.

В этом проекте я реально отвечал за экологию, ресурсы, отчасти энергетику, и отчасти за общекризисное прогнозирование.

Работа началась. Я ознакомился и с другими разделами. Но потом началась перестройка. И проект заглох.

Если принять гипотезу о существовании мирового правительства, то из всего этого можно сделать вывод о существовании как минимум двух группировок в этом правительстве. Одна, которая хотела найти принципиальные решения кризисных глобальных проблем современной цивилизации в рамках проекта «Балатон».

И была другая.

Которая увидела возможность развалить СССР.

И почти даром влить в мировую экономику тот запас ресурсов, который СССР копил на случай ядерной войны.

А этих ресурсов хватало, чтобы обеспечить бесперебойное функционирование экономики СССР в течении полутора лет в условиях полномасштабной ядерной войны.

Эти ресурсы копились десятилетиями. И были поистине колоссальны. Именно ради их накопления мы все жили в СССР так позорно скудно.

Но эти ресурсы не пошли впрок ни нашим родителям, ни нам, ни нашим детям.

Они были в одночасье вывалены на мировой рынок.

Обвалились цены на все ресурсы. Например, на такие металлы, как никель и серебро. Подешевел цирконий.
Иные мировые производители аналогичных ресурсов вопили: «Русские, что вы творите! Вы сошли с ума!».

Кроме того, не имея возможностей шантажировать Запад апелляциями к СССР, снизили цены на нефть арабы.

Все эти ресурсы я привел просто для примера. А так вообще мир в 1990-е просто купался в постсоветской халяве. Подчеркну, в первую очередь Запад, но не только он. Поток этой халявы прямо или косвенно ощутил весь мир. Или почти весь мир, за исключением, разумеется, тех производителей, кого такой обвал соответствующих цен поставил в трудное положение.

В этом потоке дармовой халявы мир стремительно тупел, отказываясь от поиска прорывных решений.

Но халява закончилась.

И мир оказался в еще худшем положении, чем был в середине 1980-х. Все запасы глобального уровня широко и, по большей части бездарно, потрачены.

Развития технологий, которые облегчают не управление и передачу информации (типа Интернета), а реальное жизнеобеспечение, нет. Заморожены проекты новой энергетики. О деградации транспорта говорит хотя бы отказ от сверхзвуковой гражданской авиации, что с точки зрения реальной оценки уровня техники весьма показательно. То, что не приносит прибыли сейчас, но способно приносить прибыль в будущем, не разрабатывается. Никаких заделов нет.

Демографические проблемы на глобальном уровне только обострились. Население выросло. Но количество людей, которые могут реально работать в современных отраслях, а тем более, развивать производство, сократилось.

Выросло количество привыкших к высокому уровню потребления откровенных паразитов. И это не в верхах, вернее, не только и не столько в верхах, сколько в массах.

Короче, не стоит повторять подробно. Все как в 1980-х. Только еще хуже.

Радикальные решения надо искать. Только теперь уже не предотвращения глобального кризиса, а стратегии выживания в условиях глобального кризиса.

Продолжение следует

глобальный кризис, римский клуб, мировое правительство, проект балатон

Previous post Next post
Up