Нобелевская премия 2020г (кстати, по химии, а не медицине) была присуждена Эммануэль Шарпантье (Emmanuelle Charpentier) и Дженифер Дудна (Jennifer A. Doudna). Премию они получили за открытие (его сделала Эммануэль Шарпантье), на основании которого ими же был разработан универсальный метод редактирования геномов, сокращённое название которого CRISPR-Cas9 (CRISPR произносится как КРИСПЕР). Редактирование генома - это направленное изменение последовательности нуклеотидов в ДНК, так, чтобы в нужном месте можно было «поставить» нужный нуклеотид. В ненаучных текстах CRISPR-Cas9 часто называют «молекулярными ножницами». Теоретически, возможности CRISPR-Cas9 фантастические. С его помощью, в принципе, можно было бы исправлять генетические дефекты и многое, многое другое. Но это «в принципе»…
В реальности же, до использования CRISPR-Cas9 и других методов редактирования генома (CRISPR-Cas9 не одинок и у него есть серьезные конкуренты) ещё далеко. И разочаровывающих новостей в этой области пока больше, чем обнадёживающих.
На днях были сообщены результаты попытки излечения от СПИД с помощью препарата EBT-101, разработанного биотехнологической компанией Excision BioTheapeutics. EBT-101 это, основанные на CRISPR-Cas9, молекулярные ножницы, доставляемые в места интеграции провирусов ВИЧ (ДНКовых копий генома ВИЧ) в геноме инфицированных ВИЧ пациентов. Средством их доставки в данном случае был адено-ассоцированный вирус - ААV (точнее молекулярные векторы на основе этого вируса).
Результаты клинических испытаний EBT-101, оказались разочаровывающими - у трёх больных СПИД, пролеченных этим препаратом, инактивировать интегрированные провирусы ВИЧ не удалось.
Эти пациенты находились на антиретровирусной терапии, которая успешно подавила в их организмах репликацию ВИЧ, что вполне обычно для современной антиретровирусной терапии. Но проблема в том, что, если антиретровирусная терапия прекращается, ВИЧ, «спящий» в латентных резервуарах, неизменно, возобновляет активную репликацию, со всеми вытекающими последствиями. Из-за этого современная антиретровирусная терапия СПИД/ВИЧ должна быть пожизненной.
При клинических испытаниях средств, претендующих на то, чтобы «уничтожить» ВИЧ в латентных резервуарах, антиретровирусную терапию у участников испытаний останавливают преднамеренно. Если репликация вируса возобновится - неудача, если нет - успех.
К сожалению, пока успехов на этом поприще нет, если принимать в расчёт терапевтические вмешательства, которые имеют потенциал для массового применения.
Справедливости ради - в результатах клинических испытаний EBT-101 есть и небольшой позитив. Этот препарат хорошо переносился и не вызывал серьёзных побочных эффектов. У одного из участников этих испытаний активация ВИЧ произошла через 3 месяца после остановки антиретровирусной терапии. Обычно это происходит раньше. В этом можно увидеть лучик надежды.
Короче, ставить крест на CRISPR-Cas9 терапии СПИД/ВИЧ рано. Но и надеется на скорый успех на этом пути, вряд ли стоит.
Проф_АФВ