Оригинальный российский экспериментальный препарат для лечения болезни Бехтерева

Nov 15, 2023 12:33


Я снова отклоняюсь от «генеральной линии» моего блога. Новость, которой посвящён этот пост меня удивила и обрадовала. Удивила тем, насколько эффективным оказалось лечение болезни Бехтерева данным препаратом. Обрадовала же тем, что этот оригинальный препарат полностью разработан в России, насколько я могу судить, достаточно хорошо охарактеризован в доклинических испытаниях и апробирован в клинических, хотя и лишь на одном пациенте, но с очень хорошими результатам и достаточно большим сроком наблюдения - 5 лет.

Всё это опубликовано недавно в Nature Medicine - журнале, который хоть и уступает по авторитетности своему «родителю» - Nature, но является одним из наиболее высокорейтинговых медицинских научных журналов (https://www.nature.com/articles/s41591-023-02613-z ).

Сначала несколько слов о болезни Бехтерева (другое название - анкилозирующий спондилоартрит). Это заболевание, в основном, поражающие суставы позвоночника (но может и шире), приводит к формированию характерной горбящейся осанки (фото ниже).



Это сопровождается болями, порой сильными, скованностью движений и прочими недугами. Помимо поражения суставов нередко страдают глаза (увеит), развивается сердечно-сосудистая патология и поражения кишечника. Болезнь тяжёлая, неуклонно прогрессирующая, значительно понижающая качество жизни. Продолжительность жизни при болезни Бехтерева в среднем короче, чем ожидаемая для соответствующих возрастных групп.

Теперь, по сути, коротко, и без погружения в детали, требующие специальных знаний.



Можно считать установленным, что болезнь Бехтерева это аутоиммунное заболевание при котором Т-клетки «атакуют» собственные суставы. Эти «взбесившиеся» Т-клеточные клоны сосредоточены в одной из субпопуляций цитотоксических Т-лимфоцитов (CD8+), маркёром которой является «кусочек» молекулы Т-клеточного рецептора (TCR) бета. Название этой «банды» Т-клеток TRBV9, её размер невелик - около 4% Т-леточной популяции. Наличие маркёра TRBV9 позволило сделать моноклональные антитела, специфически атакующие TRBV9+ лимфоциты. Насколько я понимаю, впервые это сделали российские исследователи и российская компания BIOCAD (на всякий случай - я к ней не имею ни малейшего отношения) уже довела эти антитела до формы, которая может быть использована клинически. Это «очеловеченные» моноклональные анти-TRBV9 рабочее название которых BCD-180.

Доклинические исследования на обезьянах подтвердили, что BCD-180 эффективно устраняет TRBV9+. При этом настораживающих побочных эффектов выявлено не было.

tТеперь о главном - клиническом испытании BCD-180 на одном пациенте с болезнью Бехтерева в довольно тяжёлой форме, которое продолжается уже 5 лет. Разумеется, участие в этом испытании было осознанным выбором пациента.

В статье есть подробное описание истории его болезни. Советую прочесть этот фрагмент статьи всем, кто интересуется данной проблемой. Особых специальных знаний для этого не требуется (может лишь изредка нужно будет расшифровывать некоторые специальные медицинские термины).

«Стаж» болезни до начала лечения у этого пациента большой - 33 года. За это время болезнь зашла далеко. Все методы её лечения (включая аутотрансплантацию костного мозга) были применены с переменным успехом - в ряде случаев наступало облегчение, но ненадолго и болезнь неуклонно прогрессировала. В последние годы пациента лечили различными моноклональными антителами ингибиторами TNF, что считалось (и считается?) наиболее «продвинутым» методом терапии болезни Бехтерева.

В марте 2019г. пациент впервые получил внутривенную инъекцию BCD-180. Первое введение препарата сопровождалось побочными явлениями, которые вскоре прошли, и его состояние стало быстро улучшаться - исчезла утренняя скованность, значительно повысилась амплитуда движений. Через 3 месяца после первого введения BCD-180 был прекращён приём ингибитора TNF, без каких-либо отрицательных последствий. Второе введение BCD-180 было сделано в июле 2019г. На этот раз побочных явлений не было. Ремиссия (без введения BCD-180) продолжалась до марта 2020, когда симптоматика стала возвращаться (кстати, этому обострению предшествовал период физического перенапряжения). Третье инъекция BCD-180 обострение купировала. С тех пор пациент находится в ремиссии, получая инъекции BCD-180 раз в 4 месяца.

Все объективные показатели за это время улучшились и качество жизни заметно возросло. Конечно, ожидать полного обратного развития всех поражений, развившихся за более чем 30 лет, нельзя. Но даже здесь отмечены некоторые изменения к лучшему - рассосались некоторые остеофиты. Таким образом, развитие болезни Бехтерева, как минимум было остановлено.

Конечно, одного случай, даже с таким поразительным результатом, недостаточно для того, чтобы препарат был разрешён для практического использования. Но масштабные клинические испытания запланированы. Возможно, они уже начаты.

И ещё один интересный момент - помимо болезни Бехтерева, сходный механизм имеет ещё несколько аутоиммунных заболеваний. Углубляться в это не буду, но в потенциале, этот препарат может сработать не только против болезни Бехтерева.

В механизме развития болезни Бехтерева и «родственных» заболеваний есть важный «игрок» - один из антигенов тканевой совместимости - HLA-B*27 (о том, какое отношение антигены тканевой совместимости имеют к иммунным ответам, вкратце, здесь: https://prof-afv.livejournal.com/155533.html ). Я не стал выводить HLA-B*27 на сцену намеренно, чтобы не усложнять восприятие главного посыла - есть особые лимфоциты, ответственные за развитие болезни Бехтерева, которые можно убрать моноклональными антителами, направленными против их ТСR. Это оказалось достаточным для развития клинической ремиссии болезни Бехтерева, что впервые было продемонстрировано российскими исследователями в данной работе.

Проф_АФВ

медицина, лечение, аутоиммунные болезни, болезнь Бехтерева

Previous post Next post
Up