Этот пост был опубликован ровно 3 года назад. На его написание меня подтолкнуло то, что многочисленные «эксперты» тогда (апрель 2020г.) стращали публику ужасами «антитело-опосредованного усиления». Мне показалось, что нелишне об этом напомнить. Поэтому повторно публикую этот пост с очень небольшими сокращениями и уточнениями.
«Антитело-опосредованное усиление» это перевод с английского Antibody-Dependent Enhancement или сокращённо ADE (если дословно, то «антитело-зависимое усиление»). Первый и основной медицинский прецедент иммунологически опосредованного усиления заболевания, связанный с вакцинацией, имел место в 1966г. при испытаниях экспериментальной вакцины против респираторно-синцитиального вируса (Respiratory Syncytial Virus - RSV). Этот вирус вызывает у детишек (до 2-3 лет) заболевание лёгких, которое называется бронхиолитом (подробнее здесь:
https://prof-afv.livejournal.com/155087.html ). Заболевание тяжелое, но, к счастью, редко смертельное (при доступности адекватной медицинской помощи). Злополучная RSV вакцина вместо защиты значительно осложнила болезнь у детей и 2 вакцинированных ребенка умерли. Эта вакцина была приготовлена по «классической» технологии (убитый формалином цельный вирус) и, по нынешним меркам, плохо очищена. Обычно на этот случай ссылаются, говоря об ADЕ, хотя первоначально название было более общим «иммунологическое усиление» (immunological enhancement). Последнее, на мой взгляд, более точно, т.к. возможны и другие механизмы ADЕ. Конечно, эта трагедия на многие годы остановила разработку RSV вакцины. До сих пор нет ни одной такой вакцины, разрешенной для использования в медицинской практике (уточнение - уже «почти» есть, подробнее здесь:
https://prof-afv.livejournal.com/152081.html ). Но и до 1966г. и после были разработаны и внедрены в медицинскую практику десятки вакцин против различных вирусных инфекций. И только в одном случае (одна из вакцин против лихорадки Денге) иммунологическое усиление было зафиксировано, как клинически значимый феномен. И то оговорками, позволяющими использование этой вакцины в практике.
А тем в временем в лабораториях иммунологическое усиление изучалось, моделировалось как in vivo (на животных), так и in vitro (на культурах клеток) с использование самых разнообразных вирусов, преимущественно вирусов животных. В таких модельных, «искусственных» условиях было обнаружено несколько его возможных механизмов. Например, на перевиваемой культуре клеток (уже искусственная ситуация - клетки в культуре не эквивалентны клеткам в организме) было установлено, что вирус, к которому «прицепились» НЕ-нейтрализующие антитела (не все антитела, связывающиеся с вирусом, его инактивируют), может проникать в клетку не через основной вход, а «зайцем». Основной вход для вируса - рецептор на поверхности клетки (в случае коронавируса - ACE2). Но есть и «лазейка», позволяющая миновать «контролера» т.е. «законный» рецептор. Эта лазейка - Fc-рецептор, тоже находящийся на поверхности некоторых клеток. Как же вирус её использует?
Дело в том, что любое антитело состоит из вариабельной части (там находятся центры связывания с антигеном) и константной части, одинаковой для всех антител, относящихся к одному классу, скажем, IgG. Этот константный участок называется Fc (подробнее здесь:
https://prof-afv.livejournal.com/155807.html ). Итак, к вирусу своей вариабельной частью «привязалось» антитело, а его Fc часть «торчит» наружу. Этот комплекс вируса с антителом может теперь «пришвартоваться» к Fc-рецептору и через него проникнуть внутрь клетки. Таким образом внутри клетки окажется больше активного вируса - зашедшего «по билетам» и «зайцы». В результате клетка будет разрушена быстрее. Вот вам и усиление, антитело-зависимое усиление - ADE. Красивая схема. Вошла во все учебники. Но, этот механизм не был ответственен за трагедию с RSV вакциной. Более того, не ясно насколько он клинически актуален.
Есть только один пример, тоже кочующий из учебника в учебник - вирус денге. Обычно этот вирус вызывает неприятную, но относительно лёгкую лихорадку денге. Но в редких случаях он же вызывает крайне тяжелые, зачастую смертельные геморрагическую лихорадку денге и шок-синдром денге. Есть данные, что в основе этих тяжелых форм денге лежит ADE, по механизму, описанному выше. Я бы не сказал, что эти данные абсолютно убедительны, но, по крайней мере, в этом случае роль ADE возможна. Кстати, несмотря на это вакцина, против вируса денге, с которой есть эта проблема, разрешена к использованию (с определёнными ограничениями). Других примеров реализации ADE, как основного механизма развития заболевания человека, или осложнения вакцинации нет. А рассуждений, о том, что могло БЫ быть и какой механизм ТЕОРЕТИЧЕСКИ возможен, предостаточно...
Резюмирую. На вопрос возможно ли ADE, любой квалифицированный вирусолог ответит - да, возможно. Но говорить о том, что ADE это чуть ли не основное препятствие к созданию вакцины против SARS-CoV-2, это, на мой взгляд, большое преувеличение (уточнение - что и показали последующие события).
Проф_АФВ