Вирусологический ликбез. Вакцины против вирусов - основы

May 02, 2020 20:58


Противовирусная вакцина это препарат, состоящий из вируса или его компонентов, который способен сформировать стойкий иммунитет против данного вируса и/или заболевания, которое он вызывает. Хорошая вакцина «выстраивает» такие «оборонительные рубежи», прорвать которые у вируса шансов мало. Иммунологическая оборона глубоко «эшелонирована» - врожденный и адаптивный, гуморальный и клеточный, системный и мукозный иммунитеты. Но большинство вакцин, применяемых в медицинской практике, задействуют лишь один из этих рубежей - выработку антител в ответ на попадание в организм вирусных антигенов.

Подавляющее большинство противовирусных вакцин предназначены для предотвращения заражения вирусом. Иными словами, человек должен быть провакцинирован (синоним: проиммунизирован ) ДО ТОГО как вирус «нападёт» (в специальной литературе это называется pre-exposure vaccination). В идеале, к моменту «нападения» у вакцинированного человека должен уже быть сформирован стойкий иммунитет. В практическом плане это означает, что защитные антитела должны присутствовать в достаточно высокой концентрации (иммунологи говорят «в высоких титрах») к моменту вирусной «атаки». Важно понимать, что не любые антитела, реагирующие с вирусными антигенами, являются защитными. Знание того, какие именно антитела защитные - важнейший момент в разработке вакцины.

Очень редко противовирусные вакцины используются после заражения (post-exposure vaccination). Но обычно противовирусная вакцина вводится ЗДОРОВЫМ ЛЮДЯМ заблаговременно, до того, как начнется вирусная атака (pre-exposure vaccination).

После «изготовления» потенциально вакцинного препарата, необходимы его многостадийные испытания.

Первыми проводятся доклинические испытания. Это испытания на лабораторных животных. Относительно простой их этап - испытание на безопасность - отсутствия явной токсичности или каких-либо других серьёзных побочных эффектов. Скорее всего большинство «вакцин-кандидатов» этот этап пройдёт. Следующий этап сложнее - оценка способности запускать синтез антител против антигенов вируса (иммуногенность). Скорее всего большинство вакцин и этот этап пройдет. Действительно, если ввести животному чужеродный белок, почти всегда образуются антитела. Но фокус состоит в том, что нужны не любые антитела, а защитные. А какие именно антитела являются защитными, часто неизвестно. Но есть возможность, получить «подсказку». Защитные антитела, как правило, способны нейтрализовать вирус в пробирке, т.е. они могут заблокировать способность вируса размножаться в культуре клеток in vitro. Это относительно легко проверить. Когда такие эксперименты проведены, «вакцины-кандидаты», в ответ на которые плохо вырабатываются нейтрализующие антитела, выбраковываются. Если какая-то «вакцина-кандидат» даст хороший выход нейтрализующих антител, это обнадежит, но гарантий защиты от вируса in vivo не даст. А для того, чтобы проверить есть ли защитный эффект in vivo нужны не просто лабораторные животные, необходима модель инфекции и заболевания на лабораторных животных. Это самое сложное в доклинических испытаниях. В идеале необходимо, чтобы при заражении животного, во-первых, происходило инфицирование (т.е. вирус размножался в организме экспериментального животного) и, во-вторых, у этого животного должно развиваться заболевание, сходное с заболеванием, вызываемым этим вирусом у человека. Получится ли модель заболевания, большой вопрос, особенно, на наиболее доступных мелких лабораторных животных. Но модель инфекции, без заболевания, это модель «неполноценная», хотя и не бесполезная.

После успешного завершения доклинических испытаний (что происходит далеко не всегда) наступает черёд клинических испытаний. Они проводятся на добровольцах и подразделяюися на три фазы:

Фаза 1 - проверка безопасности (отсутствие серьезных побочных эффектов)

Фаза 2 - проверка иммуногенности (способности вызывать образование противовирусных антител, предположительно защитных)

Фаза 3 - проверка эффективности (способности защищать от заражения/заболевания)

В «штатных» условиях клинические испытания начинаются после успешного завершения доклинических испытаний. Но возможно и «срезание угла» - переход к клиническим испытаниям минуя полноценные доклинические испытания. На первый взгляд это очень рискованно. Но при ближайшем рассмотрении конкретных платформ, на которых сделаны испытываемые таким образом вакцины-кандидаты, дополнительный риск не кажется таким уж существенным. Дело в том, что эти платформы уже многократно испытывались на людях и показали приемлемую безопасность, независимо от того, синтез каких белков в них был запрограммирован.

Тем не менее, полностью риск исключить нельзя, даже если доклинические испытания не выявили серьёзных побочных эффектов. Но в условиях чрезвычайной ситуации, вынуждающей действовать максимально быстро, минимальное повышение риска может быть оправданным.

Решающей в клинических испытаниях вакцины является фаза 3. Но как можно определить эффективна вакцина или нет? Ведь способ, используемый в доклинических испытаниях - намеренное заражение лабораторных животных патогенным вирусом в клинических испытаниях не применим, когда речь идёт об опасном вирусе. Прочем, даже когда вирус опасен, добровольцы находятся. Можно восхищаться их смелостью, но, на мой взгляд,  разрешать «прыгать с самолета с зонтиком от дождя» нельзя.

Остаётся только испытывать вакцину в «реальных условиях» т.е. когда заражение этим вирусом происходит есткственным путём. По какой схеме проводить подоьные испытания зависит от конкретного вируса.

Проф_АФВ
Previous post Next post
Up