Обезьянья оспа «разгулялась» … Но оснований для паники нет

May 24, 2022 16:10


О том, что более чем в десятке стран Европы, Америки и Азии зарегистрированы случаи «обезьяньей оспы» (monkeypox) слышали, пожалуй, почти все. Тема, что называется, горячая. Выскажусь по ней и я, тем более что об этом попросили читатели блога.



Начну с элементарных сведений о вирусе обезьяньей оспы (monkeypox virus - MPV или MPXV). Это один из членов семейства поксвирусов внутри которого он относится к роду ортопоксвирусов (Orthоpoxvirus). К этому же роду относится и самый известный поксвирус - возбудитель натуральной оспы (variola - VARV). Важно, что поксвирусы генетически чрезвычайно стабильны. Отчасти это связано с тем, что их геном состоит из ДНК (вирусные РНК геномы более склонны к изменчивости). В дополнение к этому у поксвирусов имеются механизмы, обеспечивающие «исправление» ошибок при копировании геномной ДНК. Причём, в этом отношении поксвирусы, пожалуй, наиболее эффективны, по сравнению с другими вирусами.

Главный «покс-злодей» (VARV) полностью искоренён из природной циркуляции. Достигнуто это было к концу 1970-х годов благодаря всеобщей вакцинации живой противооспенной которую «изобрёл» английский врач Эдвард Дженнер. Активным началом этой вакцины является ещё один ортопоксвирус (vaccinia - VACV). Интересно, что VACV это не вирус оспы коров, вопреки тому, что считал Дженнер и многие поколения после него. Более того природный хозяин VACV до сих пор достоверно неизвестен (хотя есть данные, свидетельствующие в пользу того, что этот вирус «приобретён» от лошадей). Как бы там ни было, иммунизация вакциной из VACV эффективно защищает как от натуральной, так и от обезьяньей оспы.

Одним из важных факторов, способствовавших успешной элиминации вируса натуральной оспы, было то, что единственным хозяином для этого вируса был человек. К сожалению, вирус обезьяньей оспы существенно менее «привередлив» - к нему чувствительны многочисленные виды грызунов и приматов, включая человека. Вообще название этого вируса вводит в заблуждение. Корни этого кроются в истории открытия MPV в которую я углубляться не буду. Важно то, что обезьяны не являются его природным хозяином и, как правило, люди заражаются MPV не от обезьян, а от грызунов. Природный хозяин MPV достоверно неизвестен. Но с высокой степенью вероятности это один или несколько видов африканских грызунов. Переносы вируса на людей нередки в эндемичных по обезьяньей оспе странах Африки (список этих стран здесь: https://www.who.int/emergencies/disease-outbreak-news/item/2022-DON385 ). Каждый год в этих странах официально регистрируются - сотни, а то и тысячи случаев обезьяньей оспы. Хотя передачи MPV от человека к человеку и происходят (самая длинная из известных цепочек включала 7 переносов вируса), но даже в эндемичных африканских странах MPV не “укоренился” в человеческих популяциях.

Обезьянья оспа по клиническим проявлениям похожа на натуральную оспу, но это существенно менее тяжелое заболевание. В подавляющем большинстве случаев больные выздоравливают. Но от 2% до 10% случаев в Африке заканчивается летально. Более опасен центральноафриканский вариант MPV (летальность до 10%). При заболевании, вызванном восточноафриканским вариантом MPV, летальность ниже - до 3%. Подчеркну, что все данные по летальности получены в эндемичных африканских странах, где и уровень здравоохранение и состояние здоровья населения существенно хуже, чем в развитых странах.

В завершение «образовательной» части ещё одни важный кусочек информации - инфицирование MPV всегда (или почти всегда) проявляется клинически. По крайней мере, до сих пор бессимптомная инфекция MPV не была известна. Конечно, это существенно облегчает противоэпидемические мероприятия.

Теперь коротко о «разгуле» MPV в Европе и Америке, о котором сейчас так много пишут в СМИ. Сразу замечу, мне известно только то, что есть в общедоступных источниках. Вкратце, наиболее значимые факты, следующие:

1) За последнее время (с 13-5-2022) ВОЗ зарегистрировала 92 подтверждённых случая обезьяньей оспы в 12 странах (за последние пару дней их стало 16) не являющихся эндемичными по этому заболеванию (подробности здесь: https://www.who.int/emergencies/disease-outbreak-news/item/2022-DON385 )

2) Большинство заболевших (но не все) гомосексуальные мужчины, точнее мужчины имеющие секс с мужчинами (men who have sex with men - MSM)

3) Все заболевшие не посещали эндемичные по обезьяньей оспе африканские страны.

4) У большинства заболевание протекает в мягкой форме. Летальных исходов пока не зарегистрировано

5) Возбудитель заболевания относится к восточноафриканской разновидности. Но генотипирование вируса проведено далеко не во всех подтверждённых случаях

6) Секвенирование полного генома пока сделано только в одном случае (заболевший в Португалии). Ничего необычного не обнаружено. Но эти данные предварительные.

Очевидно, что на многие вопросы пока ответа нет. Самое необычное, даже загадочное - как могли люди, живущие в разных странах в течение довольно короткого периода «подцепить» вирус без контакта с животными, которые являются источником заражений людей в эндемичной по этому заболеванию зоне Африки?

Необычно также преимущественное заражение мужчин MSM. Резонно предположить, что это обусловлено их сексуальной активностью. Нужно сказать, что до сих пор не было данных о передаче вируса обезьяньей оспы половым путём. Но передача вируса при половом акте может происходить и «не половым путём». Скажем, при контакте с кожей, на которой могут быть высыпания, характерные для обезьяньей оспы. Почему гетеросексуалов среди заболевших значительно меньше, чем мужчин MSM? Чёткого ответа на этот вопрос нет. Но предположение сделать можно. Эта группа (MSM) сравнительно невелика (по сравнению с гетеросексуальным большинством) и в среднем сексуально более активна. При условии заноса в это сообщество возбудителя, передающегося при «тесном контакте», вероятность распространения заболевания повышена, по сравнению с общей популяцией. Впрочем, вопрос о том, как вирус обезьяньей оспы «подцепил» нулевой пациент в этой группе остаётся открытым.

Относительно риска эпидемии обезьяньей оспы - существенной эпидемической опасности, на мой взгляд, не просматривается. Вот несколько причин, склоняющих меня к такому выводу:

· Вирус обезьяньей оспы генетически стабилен. Шансы на появление новых всё более «зловредных» вариантов невелики

· Контагиозность этого вируса низкая. Даже если окажется, что небольшое повышение контагиозности имеет место, всё равно вспышки будут относительно легко контролируемы стандартными противоэпидемическими мероприятиями

· Имеется эффективная вакцина и для купирования вспышки нет необходимости в массовой вакцинации. Достаточно иммунизации нескольких «кругов» контактов заболевших (первичные контакты, затем контакты контактов и т.д.).

· Есть и противовирусный препарат эффективный против VARV и MPV (хотя опыта его клинического применения пока нет)

· Летальность обезьяньей оспы в развитых странах, скорее всего, будет значительно ниже 2-3%.

Проф_АФВ

P.S. Если Вы в моём блоге впервые, в верхнем посте «каталог блога» (по темам). Там же правила блога. Убедительная просьба их соблюдать. Нарушители лишаются права на комментарии.

оспа обезьян в Европе и Америке, вирус оспы обезьян

Previous post Next post
Up