Открытие Ангкора для западной цивилизации связывается с именем француза Анри Муо. Об Ангкоре писали и до него, но интерес появился именно после опубликования записок Муо.
Захватывающая биография у мужика - прямо настоящий роман. В юности, буквально в 18 лет, уехал в Санкт-Петербург преподавать французский - у нас тогда был огромный спрос на французов, грех не воспользоваться. Деньги, заработанные в России, позволили Муо заняться изучением естественных наук. Завершив образование, он снарядил экспедицию в ЮВА.
Плутая по джунглям Камбоджи, Муо подцепил малярию. Голодный и больной, в поисках дороги он случайно вышел к Ангкор Вату и, увидев храм, решил, что у него галлюцинации. В тот раз его выходили жившие в Ангкоре монахи, но через четыре года малярия все-таки достала Муо и он умер в Лаосе, где и был похоронен.
Кто опубликовал его записки - безутешная молодая вдова или он сам в промежутках между экспедициями - я не знаю.
А мы, сгоняв в аэропорт и отмокнув после этого в отельском бассейне, стартовали в три часа к Ангкор Вату, который считается жемчужиной камбоджийской архитектуры.
Туда принято ездить встречать рассвет, но в этот раз рассветы в Камбодже у нас не задались, да и закаты тоже: утром и вечером горизонт был в плотной дымке. Ну и ладно. К тому же, вечернее солнце больше идет Ангкор Вату, чем утреннее. Он мягче, что ли.
Ангкор Ват (12 век, индуизм)
Самый известный, самый большой, самый посещаемый и лучше всех сохранившийся - превосходных эпитетов можно написать много, но Ангкор Ват и в этот раз почему-то не вошел в число моих любимых комплексов. Какой-то он мрачный.
В Камбодже есть легенда, что Ангкор Ват построил сын бога Индры, который по совместительству, конечно, был кхмерским королем. Однажды он побывал в гостях у отца и пришел в восторг от небесного дворца бога. Вернувшись на землю, сын построил дворец и себе, но, зная свое место, жилище Индры копировать постеснялся, а скромно скопипастил коровник. Так что Ангкор Ват - копия коровника Индры.
Издали размеры Ангкор Вата мастерски скрадываются. Масштабы оцениваешь, лишь плутая по нему внутри. Эти длинные галереи, украшенные фигурами апсар и бесконечными барельефами с сюжетами из индуистских эпосов, победительными битвами кхмеров, сценами из ада и рая... Самые выдающиеся легко вычленяются - около них толпятся группы с гидами. Но повторю: Ангкор огромный. И, как ни странно, там легко можно найти безлюдные места.
До сих пор спорят: храм это или гробница.
Угулявшись по Ангкор Вату, мы вернулись на стоянку тук-тукеров и минут 30 искали своего.
Но полчаса - это с небольшим перерывом, в поисках тукера мы обнаружили кафешку с мороженым и, главное, с кондиционером.
На часах начало шестого, ехать в отель вроде как рановато. Да и восстановив силы мороженым, мы были огого, на нас можно было два поля вспахать. Поэтому, разбудив туктукера, мы попросили отвезти нас в Бантей Кдей.
Развалины Бантей Кдея находятся в очень плохом состоянии, если так вообще можно сказать о развалинах.
Кое где покосившиеся камни небрежно подперли досочками, кое-где было чувство, что вон тот булыжник рухнет прямо сейчас и прямо на наши головы. Муж, скептически обозрев руины заявил, что кхемеры - никуда негодные строители и это просто обязано было развалиться. Тем не менее, я там с удовольствием побродила.
Бантей Кдей (12 век, буддийский монастырь)
Восточный вход (или выход) Бантей Кдея смотрит прямо на барей (т.е. водохранилище) с легко запоминающимся названием Сра Сранг.
К сожалению, все срасранговские статуи сейчас в досках, я долго изворачивалась, чтобы хоть что-то сфоткать, получилось нечто странное и одинокое.
Вечером вместе с прохладой приходят новые силы. Кое-как стряхнув с себя ангкоровскую красную пыль, мы поехали на Паб стрит, где-то перекусили, где-то выпили, покрутились на рынке.
Я очень хотела, но подумав о предстоящих переездах и перелетах, все-таки не решилась купить огромное резное панно, подобное тому, что висит у Митчела с Кэмом из сериала "Modern Family", зато купила марионетку в пару к своей бирманской. Даже не уверена, что это камбоджийская марионетка, настолько они похожи.