«И Шульгин, после своей «тайной» поездки в СССР в 1928: теперь уже никто не говорит, что «антисемитизм есть казённая выдумка, насаждаемая «Императорским правительством» или что им «заражены лишь «подонки общества»… Географически - он с каждым днём заливает всё большую территорию, имея тенденцию распространиться на всю Россию. Главным гнездом сейчас, по-видимому, становится Москва». А «для Великороссии антисемитизм есть явление новое», но тем он и острей (антисемитизм Юга - от привычки насмешлив, смягчается еврейскими анекдотами)[644].
И даже Ларин приводит (как подкинутый белогвардейцами) «лозунг противоеврейской агитации», бытующий в Москве: «РУССКИХ НАПРАВЛЯЮТ В НАРЫМ, А ЕВРЕЕВ - В КРЫМ»[645].
Не сразу, но советские власти, видимо, сильно забеспокоились. Уже в 1923 «Еврейская трибуна» сообщает, хотя и скептически: «Комиссариат внутренних дел организовал не так давно специальную комиссию, занимающуюся вопросом «охраны евреев от тёмных сил»[646]. - В 1926 Калинин (и другие функционеры) получали на митингах и в письмах многочисленные вопросы о евреях. Тогда-то Ларин и засел за капитальное изучение проблемы и написал особую книгу «Евреи и антисемитизм в СССР».
Из собственной коллекции «многочисленных записок, подаваемых на докладах по антисемитизму» (в частности, на консультациях «в кабинете партработы одного из райкомов Москвы» - стало быть, имея дело исключительно с коммунистами или «сочувствующими» рабочими), - Ларин приводит, «без изменения стиля», 66. Среди них такие[647]:
- Откуда приезжают евреи в Москву.
- Есть ли засилие евреев во власти.
- Почему евреи не стоят в очередях.
- Почему евреи, приезжая из Бердичева и других городов, сразу получают квартиры, есть даже анекдот, что приехал из Бердичева последний еврей и передал ключи Калинину.
- Почему евреи богаты, имеют свои булочные, палатки и пр.
- Откуда у евреев стремление к более лёгкой работе, а не к физическому труду.
- Почему евреи на работе и на службе тянут друг друга, устраивают их, а у русских этого нет.
- Они не хотят работать на рядовой работе, бьют карьеру.
- Почему не занимаются хлебопашеством, хотя теперь евреям разрешено.
- Почему евреям дали хорошую землю в Крыму, а русским дают где похуже.
- Почему партийная оппозиция на 76% была из евреев.
- Почему антисемитизм развился только по отношению к евреям, а не к другим национальностям.
- Что делать групповику-агитатору, когда собирается большое количество рабочих с антисемитским настроением, и он - один, никто его в разъяснениях не поддерживает.
Ларин подозревает, что в этих вопросах «просачиваются специально распространяемые подпольной организацией [!] контрреволюционеров выдумки, доходящие до рабочей массы»[648]. Как мы дальше увидим - отсюда потекут и «оргвыводы».
Но сперва он берётся систематически зафиксировать неожиданное явление и научно ответить на вопрос: «как мог в СССР принять довольно заметные размеры антисемитизм в некоторых таких слоях, где он до революции был мало заметен» (заводские рабочие, студенты)?[649] И разбирает последовательно.
Интеллигентский антисемитизм. - На интеллигентском участке «антисемитизм сейчас развит более, чем где-либо». Однако настаивает, что «недовольство вызвано… не чрезмерностью процента евреев», а только от претензий, что евреи вообще смели появиться и составить служебную конкуренцию русским интеллигентам. «Развитие антисемитских настроений среди части городских рабочих и служащих, ясно обозначившееся в 1928 г., никак нельзя объяснить чрезмерным переполнением евреями работы по найму». - Среди «интеллигентских профессий антисемитизм в СССР чувствуется прежде всего в медицинской среде»; есть он среди инженерства; а в армии «проходят хорошую систематическую политическую выучку», и там антисемитизма нет, - хотя «в командном составе Красной армии… процент евреев… значительно выше, чем в населении страны в целом»[650].
Антисемитизм городской буржуазии. - «Коренным гнездом антисемитских настроений… являются все слои городского буржуазного обывательства». Но «борьба за уничтожение антисемитизма среди буржуазии… растворяется в… вопросе об уничтожении буржуазии вообще». - Так что «антисемитизм буржуазный исчезнет только тогда, когда исчезнет сама буржуазия»[651].
Антисемитизм в деревне. - В деревне «мы вообще почти вытеснили частного торговца из скупки крестьянского хлеба», и потому «среди широких крестьянских масс антисемитизм не привился и даже ослабел против довоенного», - проявляется теперь только там, где евреев переселяют на землю. Но это, мол, от кулаков и бывших помещиков[652].
Антисемитизм в рабочей среде. - «Антисемитизм среди рабочих стал заметно развиваться именно за последние годы», с 1929 года «ни в ком не вызывает уже сомнения», что он существует. Сейчас он проявляется несомненно чаще и интенсивнее, «чем это было несколько лет назад». Особенно он силён «среди отсталой части рабочего класса» - женщин и сезонников, однако «антисемитские настроения наблюдаются, к сожалению, среди гораздо более широкого слоя рабочих», чем «разложившиеся». И уж тут - экономическая конкуренция ни при чём, антисемитизм возникает даже там, где её нет, да среди рабочих евреи составляют «всего 2,7%». А «в низовых профорганизациях пытались замазывать проявления антисемитизма». Да труднее-то всего из-за того, что «замазывания антисемитизма» исходят именно от «пролетарского актива», ещё трудней - что антисемитизм проявляется у самого «пролетарского актива». «Много фактов, когда в числе антисемитов встречаются комсомольцы и члены партии. Особенно распространены толки о еврейском засилье», на собраниях «часто встречаются записки и выступления, Поддерживающие версию об исключительной борьбе советской власти только с православной религией».
Но что за дикость - антисемитизм у пролетариата? Откуда это могло возникнуть в самом передовом и сознательном классе? Где же, в чём причина?? - Нашёл. Главное: не осталось «иных подходов белогвардейского воздействия на массы», кроме антисемитизма; теперь «плановая организация его» действует именно «на антисемитских рельсах»[653]. Грозный вывод - как видим, нарастает.
Этот своевременно огляженный Лариным загадочный антисемитизм 20-х годов в СССР - признавался и много лет спустя другими авторами.
С. Шварц даёт свой вариант: причина в «вульгарном представлении о евреях как о главных носителях нэп'а». Но и он согласен: «Советское правительство не без основания видело в антисемитизме возможное орудие контрреволюции»[654].
Автор 1968 года добавляет: «После гражданской войны антисемитские настроения начали всё шире прорываться в быту почти повсеместно, захватывая слои населения, до революции остававшиеся свободными от этих настроений»[655].
Против таких настроений предстояло не рассуждать академически, а энергично и остро действовать. В мае 1928 происходило Агитпропсовещание при ЦК ВКПб, уделившее большое внимание вопросу «о мероприятиях по борьбе с антисемитизмом». (По частой партийной практике, материалы эти остались вне публикаций, рассылались циркулярно по парторганизациям.) Борьбу с антисемитизмом «включить в программу партпросвещения», в публичные доклады, лекции, в прессу, радио, кино и в школьные учебники; создать атмосферу непримиримости к антисемитизму. Наконец: «применять высшие дисциплинарные кары по отношению к виновным в антисемитской практике»[656]. - В газетах последовали резкие статьи, как, например, в «Правде» - «На борьбу с пособниками контрреволюции» Льва Сосновского (Л.С.), весьма доверенного в высоких партийных кругах: такой-то начальник в Киеве «проявил себя ярым антисемитом», открыто увольняет евреев из аппарата, а райком партии его поддерживает; «неблагополучно и в киевских ВУЗах… на стенах в Институте народного хозяйства… надписи „бей жидов, спасай советы“. И „наряду с усилением борьбы с антисемитизмом“ статья требует „резко поставить вопрос об усилении репрессий в отношении „конкретных носителей“ антисемитизма, а также «их укрывателей“, - этот газетный язык был всем тогда очень ясен в переводе на язык ГПУ[657].
По докладу Ларина, в этом духе, партактив Бауманского района Москвы постановил включить вопрос об антисемитизме в программу ФЗУ и школ 2-й ступени, сам же Ларин продолжал теоретически выяснять общие и кардинальные «Пути и методы преодоления антисемитизма». - До сих пор имел место «недостаточный отпор с нашей стороны» и «развивались антисемитские нашёптывания»; «в районах и ячейках далеко не всегда относятся к антисемитскому душку с должной беспощадностью». - И напрасно у нашей прессы «ложный страх «выпячивать еврейский вопрос» (чтобы этим путём «не развить антисемитизм ещё больше»)», - это приводит «к смазыванию борьбы с контрреволюционным вредительством». Антисемитизм относится к «общественно-бытовым извращениям», как пьянство, распущенность, - и слишком часто по отношению к коммунистам мы ограничивались одним только выговором. «Ведь мы без разговоров исключаем человека, если он идёт в церковь и там венчается, а антисемитизм по своему значению ни в коем случае не меньшее зло». - И хотя общий прогноз отличный: по мере роста СССР в сторону социализма подорвутся корни и под «советским» антисемитизмом и под пережитками досоветских отношений, - тем не менее «более суровое обуздание проявлений интеллигентского антисемитизма, пока они имеют место среди служащей и учащейся интеллигенции, безусловно необходимо»[658].
Но в той прекрасной боевой обстановке незабвенных Двадцатых годов - и мысль, и язык сами собою разгоняются и твердеют. - «Характер современной противоеврейской агитации в СССР» - «политический, а не национальный». - «У нас в СССР агитация против евреев направлена не только против евреев, но косвенно и против советской власти». Да чего там косвенно: антисемитизм есть «средство замаскированной мобилизации против советской власти». И «кто против поведения советской власти в еврейском вопросе, тот, значит, против трудящихся и за капиталистов». - Разговоры насчёт «еврейского засилья»… рассматривать как явно контрреволюционное выступление против самых основ национальной политики пролетарской революции». - В проявлениях антисемитизма «несомненна роль передаточного ремня от буржуазной идеологии (и иногда даже от прямой белогвардейщины), какую играет часть интеллигенции». Да, это - «белогвардейские шептуны»! Ясно, что тут - «планомерная… агитация тайных белогвардейских организаций»; за «обывательской противоеврейской агитацией всегда стоит незаметно руководящая ею борьба против советской власти со стороны тайных заговорщицких организаций монархистов». А тянется она - из «центральных органов» антисоветской эмиграции («куда рядом с еврейскими банкирами входят и царские генералы», вместе), - и «целая система приводных ремней ведёт оттуда к нашим заводам», отчего и понятна нам «классовая, а не национальная природа огульной противоеврейской агитации в СССР». - «Необходимо уяснить всей массе, что сеяние противоеврейских настроений по существу является попыткой подготовки контрреволюции. Надо, чтобы масса подозрительно настраивалась против каждого, кто будет проявлять… сочувствие антисемитизму… Надо, чтобы в таком человеке масса видела или тайного контрреволюционера», или «передаточный рупор… тайных монархических организаций» (ведь всюду же - заговоры!); надо, «чтобы в сознании широких рабочих масс слово „антисемит“ приобрело то же значение, что и слово „контрреволюционер“[659].
Всё - насквозь просвечено и названо: и контрреволюция, и белогвардейщина, монархисты и белые генералы, и «подозрительность против каждого, кто…».
Да если кому осталось неясно, то революционный трибун разъясняет и добавочно: «Пути борьбы» с антисемитизмом - «ясны». Как наименьшее - это проводить на предприятиях открытые разбирательства и заседания «народного суда по антисемитским делам».«Разъяснение для отсталых, репрессии для актива». «Нет никаких оснований не применять приведенный выше закон Ленина»[660].
А по «закону Ленина» (тому самому, от 27 июля 1918), совершенно верно: предлагалось «ставить активных антисемитов «вне закона», т е. расстреливать - уже за одну погромную агитацию», а не только за прямой погром[661]. Закон поощрял всякого еврея заявлять о полученном национальном оскорблении. - Но вот, сетует поздний автор: «акт 27 июля» не был затем включён в «Собрание Законов и Распоряжений Правительства», никак не отразился в уголовном кодексе 1922, а в уголовном кодексе 1926 хотя и была статья о «возбуждении национальной вражды и розни», но не было «специальных статей об актах антисемитизма». - Но жаловаться на то неосновательно. Ибо статьи 59-7 Уголовного Кодекса («Пропаганда или агитация, направленные к возбуждению национальной или религиозной вражды или розни») было совершенно достаточно, чтобы давать срок, а накладывала статья: при массовых волнениях - и конфискацию имущества, а «при особо отягчающих обстоятельствах» (например, классовое происхождение) - и расстрел. Статья эта основывалась на Положении о преступлениях государственных 26 февраля 1927 года, которое «расширило понятие „возбуждения национальной вражды“, приравняв к нему и „распространение или изготовление и хранение литературы“[662].
Хранение литературы! Как нам знакома эта формулировка! Это же - из родненькой нашей 58-10…
В 1926-1930 издавали много брошюр об антисемитизме, а 19 февраля 1929 «наконец «Правда» посвятила ему передовую статью»: «Внимание борьбе с антисемитизмом»[663].
И в постановлении ЦК КП Белоруссии в 1929 указывалось: при проявлениях антисемитизма «не учитывается их контрреволюционный характер», и судебные органы должны «борьбу с проявлениями антисемитизма… ещё более углубить, привлекая к ответственности не только конкретных носителей национальной вражды, но и их вдохновителей»[664].
И в том же 1929 секретарь Центрального Комитета Комсомола Рахманов высказал: «что самое опасное в наших условиях - есть скрытые антисемиты, которые скрывают свой антисемитский душок»[665]. Кто знает советский язык (а кто из советских его не знает?), понимает: надо пресекать - подозреваемый образ мыслей. (Как не вспомнить тут Григория Ландау, сказавшего о своих оппонентах-евреях: они «подозревают или обвиняют в антисемитизме… всевозможные круги окружающих нас народов… Всякого, кто неодобрительно отзывается о евреях, они признают явным антисемитом, а всякого, кто этого не делает, - антисемитом скрытым»[666].)
В том же 1929 некто И. Зильберман в «Еженедельнике советской юстиции» (№ 4) сетовал, что через нарсуды Московской губернии за год прошло слишком мало дел об антисемитизме: по Москве - всего 34 (то есть каждые 10 дней - где-нибудь в Москве суд за антисемитизм). А ведь журнал Наркомюста читают как инструкцию.
Чтобы в глазах народа отождествить советскую власть и евреев - мог ли наизлейший антисемит придумать горше?
Дошло до того, что в 1930 потребовалось разъяснение Верховного Суда РСФСР: статья 59-7 не должна применяться к «выпадам в отношении отдельных лиц, принадлежащих к нацменьшинствам, на почве личного с ними столкновения»[667]. - Знать, уже здорово разогнали судебный маховик.
/.../
С конца 1926 «Россия уже вступила во второй период коммунистической реакции, переходящий… в полный разгром НЭПа. Реакция началась с удаления частника из торговли зерном. Затем последовали запреты скупки кож, масличных семян, табаку… изъятие у частников мельниц, закрытие частных маслобоен, кожевенных заводов, табачных фабрик. Летом 1927 г. началось нормирование цен в частной торговле». И «теперь большая часть ремесленников из-за недостатка в сырье осталась без работы»[683].
Состояние местечек Западного Края распространилось тревогой среди международного еврейства. И Пасманик (в 1922, при выходе из военного коммунизма) писал, хотя и с преувеличением: «при большевизме еврейство осуждено на полное исчезновение»; господство большевиков превратило «всё русское еврейство в толпу нищих»[684].
Однако не то хотелось слышать на Западе. Там общественность - и еврейская тоже - во многом сохраняла доброжелательность к советской власти. Благоприятное отношение в мире к советскому режиму объяснялось не только общим сочувствием европейской интеллигенции ко всяким, к любым социалистическим движениям, но и в огромной степени именно тем, что МИРОВОЕ И АМЕРИКАНСКОЕ ЕВРЕЙСТВО УСПОКОИЛОСЬ ЗА СУДЬБУ РОССИЙСКОГО ЕВРЕЙСТВА: ЕМУ - НЕСОМНЕННО ХОРОШО БУДЕТ ПРИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И НЕ ГРОЗИТ НИКАКОЙ ПОГРОМ. А УЖ УМЕЛАЯ СОВЕТСКАЯ ПРОПАГАНДА ЕЩЁ БОЛЕЕ ОГЛАШАЛА БЛАГОПОЛУЧИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕТСКИХ ЕВРЕЕВ.
Такое благоприятствующее международное сочувствие облегчало советским вождям получение западной, особенно американской, финансовой поддержки. Без неё они не могли вытянуть экономику после своего славного военного коммунизма. В марте 1921 на съезде РКП ЛЕНИН ГОВОРИЛ: «Пока революции нет в других странах, мы должны были бы вылезать десятилетиями, и ТУТ НЕ ЖАЛКО СОТНЯМИ МИЛЛИОНОВ, А ТО И МИЛЛИАРДАМИ ПОСТУПИТЬСЯ ИЗ НАШИХ НЕОБЪЯТНЫХ БОГАТСТВ, ИЗ НАШИХ БОГАТЫХ ИСТОЧНИКОВ СЫРЬЯ, ЛИШЬ БЫ ПОЛУЧИТЬ ПОМОЩЬ КРУПНОГО ПЕРЕДОВОГО КАПИТАЛИЗМА»[685]. И дело успешно пошло, ПЕРЕДОВОЙ КАПИТАЛИЗМ ОКАЗАЛСЯ НЕ ПРОТИВ ПОДГРЕСТИ РОССИЙСКИЕ БОГАТСТВА. Осенью 1922 был создан первый советский международный банк - «Роскомбанк», и возглавили его «знакомые всё лица»: всё тот же Олоф Ашберг, всю революцию гнавший Ленину иностранную помощь, бывшие частные банкиры в царской России (Шлезингер, Калашкин, Терновский) и Макс Мэй, вице-президент моргановской «Гаранта Траст», так помогшей Советам в Штатах; теперь разработали такую схему валютных отношений с советским Роскомбанком, по которой все поступающие средства «должны использоваться для закупок гражданских товаров в США». Госсекретарь Чарльз Хьюз протестовал, что это ведь - «признание „де-факто“ Советов», но тщетно. А советник Роскомбанка шведский профессор Г. Кассель сформулировал так: «Безрассудно было бы предоставлять Россию с её ресурсами её собственной судьбе»[686].
Потянулись в СССР и первые концессионеры, которых Советы жадно ждали и приглашали, и среди первых - особенно пригретый Лениным Арманд Хаммер. В 1921 он «был на Урале… и решил помочь восстановить уральскую промышленность», получил концессию на асбестовые алапаевские рудники. Ленин в записке членам ЦК РКПб 14.10.21 сообщает, что отец Хаммера «даёт миллион пудов хлеба уральским рабочим на очень льготных условиях (5%) и с приёмом уральских драгоценностей на комиссию для продажи в Америке»[687]. А дальше Хаммер за производство карандашей для Советов бесстыдно потащил на вывоз художественные сокровища из царских хранений. (Он потом много раз приезжал в Москву и при Сталине, и при Хрущёве, продолжал вывоз в мореходных объёмах - церковной утвари, икон, картин, фарфора, изделий Фаберже.)
Однако значительные средства были распределены на территории Советов организацией АРА (American Relief Administration). Многие служащие при администрации АРА были евреями. «Под впечатлением катастроф… и в особенности кровавых погромов, американские евреи собрали в 1921-22 громадные суммы… Эти суммы затрачены были под флагом АРА… на помощь погромленным, на спасение южно-русских городов и поволжского крестьянства»[688].
А ещё из излюбленных советских идей 20-х годов, - столько еврейской идеей, сколько намеченной для евреев - была еврейская земельная колонизация. Мол, всю свою историю рассеяния лишённые возможности быть земледельцами, и лишь по проклятой вынужденности занимаясь ростовщичеством, коммерцией и торговлей, - наконец-то евреи осядут на земле, отрекутся от вредных привычек прошлого и своим производительным трудом, под советским небом, развеют недоброжелательные о себе легенды!
Советские власти обратились к идее еврейской колонизации отчасти по производственным соображениям, но больше по политическим: вызвать с Запада волну симпатии и, ещё важней, большой денежной помощи… Бруцкус пишет: «Советская власть в погоне за кредитами ищет постоянных симпатий в кругах иностранной буржуазии, и она очень дорожит отношением к себе еврейской заграничной буржуазии». Однако к 1924 пожертвования перестали притекать, и даже «руководящий орган еврейско-американской благотворительности [Джойнт] вынужден был ликвидировать работу в Европе… Чтобы вновь [как через АРА в 1921] собрать крупные суммы, надо было, как выражаются в Штатах, сделать «бум». Колонизация и стала для еврейской благотворительности этим «бумом». Грандиозный проект о колонизации 100 тыс. еврейских семейств преследовал, по-видимому, чисто агитационные цели»[689]. - К осени 1924 был создан правительственный Комитет по Землеустройству Евреев Трудящихся (КомЗЕТ), впримык к нему - ОЗЕТ (Всесоюзное добровольное Общество по Землеустройству Евреев Трудящихся). (Помню, в 1927-28 - нас, малых школьников, всех сплошь заставляли вступать и платить - просить у родителей, приносить из дому - венские взносы в ОДД, Общество Друзей Детей, и… в ОЗЕТ.) Во многих странах мира создавались вспомогательные ОЗЕТу организации.
Сразу было понято и учтено: «Помощь советской власти и… переходу [еврейской бедноты] на землю» - это «явление международного значения»: по ней заграничные рабочие судят о «мощи и прочности советской власти». В развитии замысла активно участвовал и финансово поддержал мощный американский «Джойнт». - И «Джуиш кроникл» отзывалась из Лондона (16 окт. 1925): «Крым предположено сделать теперь заместителем Палестины. Зачем посылать евреев в Палестину, столь непрозводительную и неоправдывающую… большие жертвы и неимоверно тяжёлый труд… Богатая земля Украины открыта для них, и плодородные поля Крыма улыбаются страждущему еврею… Москва явится покровительницей русского еврейства и потому может претендовать на моральную поддержку евреев всех стран»; к тому же «этот план ей ничего не стоит, потому что американские евреи покрывают расход»[690].
Не умедлила понять советский манёвр и русская эмигрантская печать. П. Струве в парижском «Возрождении»: «Вся эта затея может демонстративно связать еврейство - и русское и международное - с коммунистической властью… ОКОНЧАТЕЛЬНО НАЛОЖИТЬ НА ЕВРЕЙСТВО КОММУНИСТИЧЕСКОЕ КЛЕЙМО»[691]. - Передовица берлинского «Руля»: «Достаточно уж и так… МИР СОЛИДАРИЗИРУЕТ БОЛЬШЕВИКОВ С ЕВРЕЯМИ. НАДО СВЯЗАТЬ ИХ ЕЩЁ С ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ЗА СУДЬБУ СОТЕН ТЫСЯЧ БЕДНЯКОВ. ТОГДА МОЖНО БУДЕТ ШАНТАЖИРОВАТЬ БОГАТЫХ АМЕРИКАНСКИХ ЕВРЕЕВ УГРОЗОЙ: ПАДЕТ СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ - И ГРАНДИОЗНЫЙ ПОГРОМ СМЕТЁТ ЕЮ СОЗДАННЫЕ ЕВРЕЙСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ, -- ЗНАЧИТ, НАДО ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО ПОДДЕРЖИВАТЬ СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ»[692]. - «Последние новости»: «В этом проекте по иронии судьбы встретились большевистский блеф с американским размахом», - а американцы клюнули, не понимая, что происходит в СССР[693].
И действительно, мировая еврейская общественность взбудоражилась радостной надеждой на реабилитацию еврейского земледельческого труда. В сентябре 1925 «общегерманский съезд… еврейской буржуазии под председательством директора германского государственного банка» Ялмара Шахта принимал решение о поддержке. Леон Блюм во Франции создал «Еврейский конструктивный фонд», и тот слал новым еврейским поселенцам тракторы. В Нью-Йорке создалось «Общество помощи еврейскому земледелию в СССР». По многим странам мира, вплоть до Южной Африки, собирали деньги для еврейского земледелия, делали взносы социал-демократы, анархисты, пишут - и простые рабочие. - А когда «редактор американского журнала «Морнинг журналь» Фишман» поставил, как и многие другие, вопрос: «этично ли со стороны русского еврейства воспользоваться для своей колонизации экспроприированной землёй», а «Джуиш кроникл» ещё напомнила, что из бывших-то владельцев «большинство заключено в тюрьмы, расстреляно или сослано», - им ответил сам Луи Маршалл, крупный американский юрист, председатель мирового «Джойнта»: он признавал благодетельное правореволюционных конфискаций[694]. (Собственно, уже в 1919-1923 годах «более 23 тыс. евреев осело на пустующих бывших помещичьих землях близ местечек и городов бывшей черты оседлости», а весной 1923 тех земель уже не осталось и «стали формироваться первые небольшие группы евреев, решивших переселиться на свободные степные земли юга Украины»[695]. Это движение убыстрилось с 1925.)
И выделился международный еврейский Агро-Джойнт (вместе с Маршаллом ещё и банкир Пауль Варбург во главе, но тут нашему коммунистическому летописцу отказывает классовое осуждение и он - одобряет). Агро-Джойнт заключил соглашение с КомЗЕТом - о поставке тракторов, сельскохозяйственных машин, высокосортных семян, строительстве артезианских колодцев, профессиональной подготовке еврейской молодёжи. - В эту помощь вложилось и ЕКО.
На съезде ОЗЕТа в 1926 Калинин «резко выступил против ассимиляции [советских евреев] и выдвинул широковещательную программу еврейской автономии» (прозванную на Западе «Декларация Калинина»). «Первоначальные планы предусматривали переселение на юг Украины и север Крыма около 100 тыс. семей, или около 20% всего еврейского населения СССР»; предусматривалось создать и отдельные еврейские национальные районы. (Но и «многие, оставаясь безработными, тем не менее отказывались от возможности занятия с/х трудом»; и «лишь около половины всех евреев, согласившихся на переселение, действительно закрепилось на жительство в переселенческих посёлках»)[696].
Однако против программы ОЗЕТа были и критические выступления американских сионистов, «усмотревших в пропаганде проектов широкой еврейской с. - х. колонизации в Советском Союзе альтернативу сионизму с его идеей заселения Эрец-Исраэль». ОЗЕТ неискренно оправдывался, что нисколько не противоречит колонизации Палестины[697].
Большие надежды тут возлагались на Крым. Отводилось 455 тыс. гектаров земли под еврейскую колонизацию на Украине, в Белоруссии и 697 тыс. гектаров в Крыму. «Согласно десятилетнему плану земледельческого и промышленного переселения евреев в Крым» - еврейская доля в населении должна была вырасти от 8% в 1929 до 25% в 1939 (предполагалось, что число евреев заметно превзойдёт число татар), - и «не может быть никаких принципиальных препятствий» к созданию «в составе Крымской АССР особой Северокрымской автономной еврейской республики или области»[698].
Расселение евреев в Крыму вызвало враждебность у татар («евреям отдают Крым»?) и недовольство множества тамошних безземельных крестьян. И вот, пишет Ларин, «уже по всей стране расходятся злостные выдумки (об отводе лучших земель, о лишении их из-за этого нееврейского трудового населения и нееврейских переселенцев, об особо усиленной помощи власти именно еврейским переселенцам и т д.)». - Дошло до того, что председатель ЦИКа Крымской АССР Вели Ибраимов опубликовал интервью в симферопольской газете «Красный Крым» (26 сент. 1926), которое Ю. Ларин не приводит, но называет «натравливающе-погромным» проявлением «злостного буржуазного шовинизма», притом Ибраимов обнародовал постановления и проекты, «не подлежащие пока публикации». По этому поводу Ларин написал донос в Центральную Контрольную Комиссию и в ЦК ВКПб (гордясь им, приводит в своей книге). В результате Ибраимов был «смещён и затем расстрелян», после чего еврейская колонизация усилилась. ВЕСЬМА ХАРАКТЕРНО ДЛЯ ПРИЁМОВ КОММУНИСТИЧЕСКОГО РЕЖИМА: ЗАКРЫТЫЙ СУД НАД ИБРАГИМОВЫМ ШЁЛ НЕ ПО ПОЛИТИЧЕСКОМУ ОБВИНЕНИЮ, А «ЗА ВЫЯСНИВШУЮСЯ СВЯЗЬ ЕГО С КУЛАЦКО-БАНДИТСКОЙ ШАЙКОЙ», ЗА БАНДИТИЗМ[699]. А «расстрелянный затем вместе с Ибраимовым некто Мустафа», его единомышленник и зампред ЦИКа, тоже был зачтён в бандиты[700].»
(А.И. Солженицын «200 лет вместе», ч. 2, гл. 18 «Двадцатые годы»).
Дополнительно:
А. И. СОЛЖЕНИЦЫН: «ДУШЕГУБКИ ИЗОБРЕЛИ ВОВСЕ НЕ У ГИТЛЕРА, А ИСАЙ ДАВИДОВИЧ БЕРГ В НКВД…»
http://procvetitel.livejournal.com/396939.html А.И. СОЛЖЕНИЦЫН «БОМБИТ» ИЗРАИЛЬ И ЛИЦЕМЕРНОЕ ЕВРЕЙСТВО
http://procvetitel.livejournal.com/390761.html «БИОХИМИЯ ПРЕДАТЕЛЬСТВА», «АБАЖУР ИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КОЖИ» И СОЧИНСКАЯ ОЛИМПИАДА
http://procvetitel.livejournal.com/312992.html «ВСЕМ ЗАВЛАДЕЛИ ЖИДЫ И МОШЕННИЧАЮТ БЕЗ ПРЕДЕЛА…»
http://procvetitel.livejournal.com/319225.html «-- ВЫ МОЖЕТЕ ДОГАДАТЬСЯ, ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЭТИХ ЛЮДЕЙ?...»
http://procvetitel.livejournal.com/356176.html «МАЗАЛИ ЛИЦО ГРЯЗЬЮ И ПРЕСМЫКАЛИСЬ ПЕРЕД СВОИМ ГНУСНЫМ ВЛАСТЕЛИНОМ…»
http://procvetitel.livejournal.com/393964.html ЕВРЕЙСКИЕ СУДЬИ ОБАМЫ В СОЮЗЕ С СОДОМСКОЙ НЕЧИСТЬЮ
http://procvetitel.livejournal.com/394204.html «МАРК КОНЬКОВ СЧИТАЛ, ЧТО ЕВРЕИ ПРАВЯТ МИРОМ, А РУССКИХ НАДО СЖИГАТЬ…»
http://procvetitel.livejournal.com/397798.html «ЧТО ИУДЕИ РАСПЯЛИ ХРИСТА - В ЭТОМ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НИ МАЛЕЙШЕГО СОМНЕНИЯ…»
http://procvetitel.livejournal.com/219463.html СВ. ПРЕПОДОБНЫЙ ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ В БОРЬБЕ ПРОТИВ ЕРЕСИ ЖИДОВСКОЙ
http://procvetitel.livejournal.com/167867.html «ГДЕ СВИНСКАЯ ЖИЗНЬ, ТАМ ЖИВЕТ НЕ ХРИСТОС, А ЖИВУТ ДЕМОНЫ»
http://procvetitel.livejournal.com/309426.html «…ВОЮЮЩИЙ С БОГОМ НИКОГДА НЕ МОЖЕТ ОСТАТЬСЯ ПОБЕДИТЕЛЕМ»
http://procvetitel.livejournal.com/202595.html