На днях довелось посмотреть некогда нашумевший крайне жесткий боевик-триллер А. Невзорова «Чистилище» (Россия. 1997) и выяснилось, что в нем очень много сходства со «Сталинградом» Ф. Бондарчука. Причем, у Невзорова фильм получился гораздо интереснее и увлекательнее, чем у Бондарчука, хотя по степени фантастичности они примерно одинаковы.
Невзоров снимал свое «Чистилище» в то время, когда был еще весьма религиозным и потому сделал здесь эпиграфом цитату из псалмов, на афише запечатлел восьмиконечный Св. Крест и подчеркивает, что война в Чечне является своеобразным религиозным противоборством, когда русские самоотверженные солдаты и офицеры (с разной степенью религиозности или псевдорелигиозности!) ликвидируют не только чеченских, но и афганских магометанских террористов с помогающими им различными западными наемниками-латинянами, символически изображенными в виде двух литовских женщин-снайперов с садистскими наклонностями.
Разумеется, в реальности литовских снайперш в Чечне никогда не было и никакая расчетливая и падкая на деньги женщина-снайперша никогда бы в Чечню и не поехала, т.к. там ее слишком легко могли убить не только русские летчики и артиллеристы бомбами и снарядами повышенной мощности, но и просто прирезать из-за денег сами чеченские бандиты, среди которых идейных магометан всегда было очень немного. Подобной женщине гораздо логичнее было бы стать просто наемной профессиональной киллершей или самостоятельной бандиткой, убивающей всех подвернувшихся ей богачей с целью похищения у них наибольшего количества денег или драгоценностей. Невзоров же еще изображает литовских снайперш настолько глупыми, будто они приехали в Чечню не из Литвы, а из какого-то дикарского африканского племени, так что одна из них «наивно» спрашивает у одного из чеченов, а осталась ли в полностью разбомбленном городе Грозном хоть одна почта, с которой бы она могла отправить заработанные ею деньги в Вильнюс своей маме! Конечно, у многих авторов ЖЖ сейчас на глазах происходит трагикомедия нуриевской секты, когда литовская легкомысленная девушка Д. Кучинскайте блуждала со своим блудным и провокаторским «мужем» по пустынным тундрам и т.п. Но все же ее совершенно невозможно представить в разбомбленном Грозном пытающейся найти работающую почту. А ее расчетливость сработала только в том отношении, что она цинично бросила своего неказистого «женишка» Юнгерова и перелезла от него к менее карикатурному Нуриеву, по поговорке, которую она сама же приводила: «На безлюдье и Фома дворянин»!..
Тем не менее, фантастические литовские снайперши в изображении Невзорова получились достаточно яркими и интересными, а их взаимное садистское противостояние с русскими снайперами получилось в стиле жестких вестернов-спагетти, хотя и сильно до них не дотягивает… А вот снайперы в изображении Бондарчука получились совсем блеклыми, хотя и у него, как в «Чистилище», советский снайпер убивает в финале женщину блондинку, но не из-за того, что она убивала советских солдат, а только из-за одной ее связи с немецким офицером.
И в «Чистилище» и в «Сталинграде» изображается бой за одно здание. В качестве главного положительно героя в «Чистилище» изображается брутальный русский полковник, которому осколком или пулей выбило (просто разворотило в натуралистичном изображении Невзорова!) глаз, а в виде главного злодея представлен некий «гламурный» чеченский командир в исполнении известного мерзковатого актера и телеведущего Д. Нагиева. (Где-то в СМИ приходилось читать, что Невзоров во время съемок «Чистилища» постоянно называл Нагиева «мразью»!)
Одним из наиболее сильных моментов в «Чистилище» является окружение чеченцами слегка подбитого российского танка, командиру которого чеченец в исполнении Нагиева предлагает перейти на службу к Дудаеву и в качестве «задатка» вешает ему на пулемет швейцарские часы за пять тысяч долларов, а иначе грозит ему окончательным расстрелом его танка вместе с ним из гранатометов. Разумеется, русский самоотверженный танкист даже не притронулся к этим швейцарским часам (весьма напоминающим «бочку варенья и корзину печенья», за которые цинично продался «буржуинам» «мальчиш Плохиш» из известной советской пропагандистской сказки для детей!), открыл по чеченцам огонь в упор из танковой пушки и героически погиб (сначала ему оторвало ноги выпущенной из гранатомета противотанковой гранатой, а потом чеченцы его захватили в плен и зверски распяли на кресте!). Но перед смертью данный командир рассуждает о том, за что же ему приходится погибать и приходит к выводу, что он погибает не за министерство обороны, которое его «бросило погибать», а за память о своих погибших соратниках, имена которых он напоминает своему танковому экипажу. Бондарчук же данный эпизод из «Чистилища», видимо вольно или невольно не просто сплагиатил, но даже спародировал в своем «Сталинграде», когда один из изображенных им советских солдат говорит, что защитники данного сталинградского дома сражаются и погибают не за своих соратников и не «за Родину и Сталина» (что было тогда очень широко распространенным лозунгом советских солдат!), а за… девушку Катю, которая легкомысленно не эвакуировалась и осталась в этом разгромленном доме!
В общем, «Сталинград» во всех отношениях гораздо хуже и даже похож не просто на плагиат, а на пародию «Чистилища». Хотя и в «Чистилище» много не только крайне жестоких сцен, но и невзоровского циничного «черного юмора», особенно когда один из изображенных здесь русских офицеров-спецназовцев стал напевать низким голосом в финале (после всей бойни и горы трупов!) мелодию «Спят усталые игрушки…» из широко известной в СССР и России детской телепередачи «Спокойной ночи, малыши!»…
Дополнительно:
ГОБЛИН ГРОМИТ «СТАЛИНГРАД» Ф. БОНДАРЧУКА
http://procvetitel.livejournal.com/296025.html МАКИАВЕЛЛИ О ВЫСШЕЙ ЛЮБВИ К ОТЕЧЕСТВУ И О СПРАВЕДЛИВЫХ ВОЙНАХ
http://procvetitel.livejournal.com/302482.html «ХОРОШИЙ, ПЛОХОЙ, ЗЛОЙ» И «ГРОБ ИЗ ГОНКОНГА»
http://procvetitel.livejournal.com/212294.html ЦИЦЕРОН, ГЕЛЬВЕЦИЙ, ГЕТЕ И ШОПЕНГАУЭР О ГЛУПОСТИ
http://procvetitel.livejournal.com/286241.html РУССКОЕ ХРИСТИАНСКОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ МАГОМЕТАНСКОГО ИГА
http://procvetitel.livejournal.com/167149.html