«…Тиберий, демонстрируя в начале своего правления спокойное отношение к такого рода стихотворным выпадам, НЕДОЛГО СДЕРЖИВАЛ СЕБЯ. Действие «закона об оскорблении величия», Тиберием окончательно превращенного в «закон об оскорблении величества», из года в год нарастало. Римские историки Тацит и Дион Кассий весьма подробно изложили действие этого печально знаменитого закона. Число процессов увеличивалось, ЖЕСТОКОСТЬ ТИБЕРИЯ ПРОЯВЛЯЛАСЬ ВСЕ ЧАЩЕ. Общую ТРАГИЧЕСКУЮ КАРТИНУ ЭВОЛЮЦИИ ПРАВЛЕНИЯ ПОЖИЛОГО ПРИНЦЕПСА ЛУЧШЕ ВСЕХ, пожалуй, ДАЛ СВЕТОНИЙ:
«Перечислять его ЗЛОДЕЯНИЯ по отдельности слишком долго: довольно будет показать ПРИМЕРЫ ЕГО СВИРЕПОСТИ на самых общих случаях. Дня не проходило без казни, будь то праздник или заповедный день: даже в новый год был казнен человек. СО МНОГИМИ ВМЕСТЕ ОБВИНЯЛИСЬ И ОСУЖДАЛИСЬ ИХ ДЕТИ И ДЕТИ ИХ ДЕТЕЙ. Родственникам казненных ЗАПРЕЩЕНО БЫЛО ИХ ОПЛАКИВАТЬ. Обвинителям, а часто и свидетелям назначались любые награды. НИКАКОМУ ДОНОСУ НЕ ОТКАЗЫВАЛИ В ДОВЕРИИ. ВСЯКОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ СЧИТАЛОСЬ УГОЛОВНЫМ, ДАЖЕ НЕСКОЛЬКО НЕВИННЫХ СЛОВ. Поэта судили за то, что он в трагедии посмел порицать Агамемнона, историка судили за то, что он назвал Брута и Кассия последними из римлян: оба были тотчас казнены, а сочинения их уничтожены, хотя лишь за несколько лет до этого открыто и с успехом читались перед самим Августом. Некоторым заключенным ЗАПРЕЩАЛОСЬ не только утешаться занятиями, но ДАЖЕ ГОВОРИТЬ И БЕСЕДОВАТЬ. Из тех, кого звали на суд, МНОГИЕ ЗАКАЛЫВАЛИ СЕБЯ ДОМА, УВЕРЕННЫЕ В ОСУЖДЕНИИ, ИЗБЕГАЯ ТРАВЛИ И ПОЗОРА, МНОГИЕ ПРИНИМАЛИ ЯД в самой курии; но и тех, С ПЕРЕВЯЗАННЫМИ РАНАМИ, ПОЛУЖИВЫХ, ЕЩЕ ТРЕПЕЩУЩИХ, ВОЛОКЛИ В ТЕМНИЦУ. НИКТО ИЗ КАЗНЕННЫХ НЕ ИЗБЕЖАЛ КРЮКА и Гемоний: В ОДИН ДЕНЬ ДВАДЦАТЬ ЧЕЛОВЕК БЫЛИ СБРОШЕНЫ В ТИБР, СРЕДИ НИХ - И ЖЕНЩИНЫ И ДЕТИ. ДЕВСТВЕННИЦ СТАРИННЫЙ ОБЫЧАЙ ЗАПРЕЩАЛ УБИВАТЬ УДАВКОЙ - ПОЭТОМУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕВОЧЕК ПЕРЕД КАЗНЬЮ РАСТЛЕВАЛ ПАЛАЧ. Кто ХОТЕЛ УМЕРЕТЬ, ТЕХ СИЛОЙ ЗАСТАВЛЯЛИ ЖИТЬ. СМЕРТЬ КАЗАЛАСЬ ТИБЕРИЮ СЛИШКОМ ЛЕГКИМ НАКАЗАНИЕМ: узнав, что один из обвиненных, по имени Карнул, НЕ ДОЖИЛ ДО КАЗНИ, он воскликнул: «Карнул УСКОЛЬЗНУЛ ОТ МЕНЯ!» Когда он ОБХОДИЛ ЗАСТЕНКИ, КТО-ТО СТАЛ ЕГО УМОЛЯТЬ УСКОРИТЬ КАЗНЬ - ОН ОТВЕТИЛ: «Я ТЕБЯ ЕЩЕ НЕ ПРОСТИЛ»…
…Когда ему доложили, что приехал его родосский ЗНАКОМЕЦ, ИМ ЖЕ ВЫЗВАННЫЙ в Рим ЛЮБЕЗНЫМ ПИСЬМОМ, он ПРИКАЗАЛ ТОТЧАС БРОСИТЬ ЕГО ПОД ПЫТКУ, РЕШИВ, ЧТО ЭТО КТО-ТО ПРИЧАСТНЫЙ К СЛЕДСТВИЮ, И ОБНАРУЖИВ ОШИБКУ, ВЕЛЕЛ ЕГО УМЕРТВИТЬ, ЧТОБЫ БЕЗЗАКОНИЕ НЕ ПОЛУЧИЛО ОГЛАСКИ. На Капри до сих пор показывают МЕСТО ЕГО БОЙНИ: ОТСЮДА ОСУЖДЕННЫХ ПОСЛЕ ДОЛГИХ И ИЗОЩРЕННЫХ ПЫТОК СБРАСЫВАЛИ В МОРЕ У НЕГО НА ГЛАЗАХ, А ВНИЗУ МАТРОСЫ ПОДХВАТЫВАЛИ И ДРОБИЛИ БАГРАМИ И ВЕСЛАМИ ТРУПЫ, ЧТОБЫ НИ В КОМ НЕ ОСТАЛОСЬ ЖИЗНИ». (Светоний. Тиберий. 61,2-5; 62,1-2).
/…/
…Закон этот БИЛ ТОЛЬКО ПО ЭЛИТЕ Рима, ИБО ИНАКОМЫСЛИЕ ВСЕГДА ЧЕРТА РАЗВИТОГО ИНТЕЛЛЕКТА.
/…/
…УМЕНИЕ ОТДАТЬ ДОЛЖНОЕ ВЕЛИКОМУ ЧЕЛОВЕКУ НЕЗАВИСИМО ОТ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ЛИЧНЫХ С НИМ ОТНОШЕНИЙ ВСЕГДА ДОСТОИНСТВО.
В стареющем же Тиберии НЕВОЗМОЖНО УВИДЕТЬ БЫЛОГО СЛАВНОГО ВОИТЕЛЯ, ПОДАРИВШЕГО РИМУ СТОЛЬКО НОВЫХ ЗЕМЕЛЬ И ОТРАЗИВШЕГО СТОЛЬКО ГРОЗЯЩИХ ДЕРЖАВЕ БЕД, ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОГО ДО СЕРЕДИНЫ ШЕСТОГО ДЕСЯТКА ЛЕТ ЖИЗНИ НИКТО НЕ МОГ УЛИЧИТЬ НИ В ОДНОМ ПОРОКЕ, ИСКЛЮЧАЯ ИЗЛИШНЕЕ ПРИСТРАСТИЕ К БЛАГОРОДНОМУ НАПИТКУ. Он не только НЕ СУМЕЛ УДЕРЖАТЬСЯ НА УРОВНЕ ДОСТОЙНЫХ НАЧИНАНИЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ СОБСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ, но и САМ, СВОЕЮ ЖЕ РУКОЙ РАЗРУШИЛ НА ВЕКА, НА ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ КАК О ДОСТОЙНОМ ПРАВИТЕЛЕ.
В чем же истинная причина столь разительных перемен в Тиберии? Только ли в двойственности его натуры? А может, само раболепие и угодничество его окружения так скверно воздействовали на него? Или главную роль сыграли трагические истории, пережитые им? Зловредное влияние людей из его ближайшего окружения, наконец?
Скорее всего, и первое, и второе, и третье…
/…/
…Сеян, понимая опасность дальнейшего обострения отношений с Друзом, решается использовать яд. Очевидно, в этом ему помогал личный врач Ливии Эвдем. ЯД БЫЛ ПОДОБРАН ИСКУСНО: ОН ДЕЙСТВОВАЛ МЕДЛЕННО, ЧТО СОЗДАВАЛО ВПОЛНЕ УБЕДИТЕЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ БОЛЕЗНИ. Непосредственно дал Друзу яд молодой евнух Лигд, коего молва числила в любовниках… Сеяна. Впрочем, ПОДОБНЫЕ СЛУХИ О СТОЛЬ РАЗНООБРАЗНОМ ЛЮБВЕОБИЛИИ ПРЕФЕКТА СКОРЕЕ ОБЪЯСНЯЮТСЯ ВСЕОБЩЕЙ НЕНАВИСТЬЮ К НЕМУ: ОДИН ТИБЕРИЙ ЕГО ОБОЖАЛ да, наверное, воины-преторианцы.
/…/
…Каковы были причины отъезда императора из столицы и действительно ли все объясняется только коварными и далекоидущими проискми Сеяна? На этот вопрос исчерпывающий ответ попытался дать Публий Корнелий Тацит:
«Хотя его удаление, следуя за большинством писателей, я объяснил происками Сеяна, но так как, расправившись с ним, Тиберий еще целых шесть лет прожил в таком же уединении, я часто задумываюсь, не правильнее ли было бы усматривать причину его отъезда в его ЛИЧНОМ ЖЕЛАНИИ ПРИКРЫТЬ СВОЮ ЖЕСТОКОСТЬ И ЛЮБОСТРАСТИЕ, КАК БЫ ОНИ НИ ОБНАРУЖИВАЛИСЬ ЕГО ПОСТУПКАМИ, ХОТЯ БЫ СВОИМ МЕСТОПРЕБЫВАНИЕМ. Были и такие, кто полагал, что В СТАРОСТИ ОН СТЫДИЛСЯ СВОЕГО ОБЛИКА: он был очень высок, худощав и сутул; МАКУШКА ГОЛОВЫ У НЕГО БЫЛА ЛЫСАЯ, ЛИЦО В ЯЗВАХ И ПО БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ ЗАЛЕПЛЕННОЕ ЛЕЧЕБНЫМИ ПЛАСТЫРЯМИ, к тому же во время своего уединения на Родосе (имеется в виду добровольное изгнание Тиберия на Родос при Августе. - И. К.) он привык избегать общества и СКРЫВАТЬ УТЕХИ СВОЕГО ЛЮБОСТРАСТИЯ. Сообщают также, что его изгнало из Рима и властолюбие матери, которую он не желал признавать своей соправительницей и от притязаний которой не мог избавиться, так как САМАЯ ВЛАСТЬ ДОСТАЛАСЬ ЕМУ В ДАР ОТ НЕЕ. Ибо Август подумывал, не поставить ли во главе государства внука своей сестры, всеми восхваляемого Германика, но, ВЫНУЖДЕННЫЙ СДАТЬСЯ НА ПРОСЬБЫ ЖЕНЫ, УСЫНОВИЛ ТИБЕРИЯ, повелев ему то же сделать с Германиком. ЭТИМ И ПОПРЕКАЛА ЕГО АВГУСТА, ПОСТОЯННО ТРЕБУЯ ОТ НЕГО БЛАГОДАРНОСТИ». (Тацит. Анналы. IV,57).
Как известно, и смерть матери не подвигла Тиберия на возвращение в Рим. Должно быть, УДРУЧАЮЩИЕ ПЕРЕМЕНЫ ВО ВНЕШНОСТИ, С ГОДАМИ ТОЛЬКО УСУГУБЛЯВШИЕСЯ, СТАРЧЕСКОЕ ЛЮБОСТРАСТИЕ И, БЕЗУСЛОВНО, ЖЕЛАНИЕ БЫТЬ ПОДАЛЬШЕ КАК ОТ «ЛЮДЕЙ, СОЗДАННЫХ ДЛЯ РАБСТВА», ТАК И ОТ ТЕХ, КТО ПРЕДСТАВЛЯЛСЯ ЕМУ ОПАСНЫМ. И ОПРЕДЕЛИЛИ ПОВЕДЕНИЕ Тиберия в последние десять лет его правления.»
(И. О. Князький «Калигула», гл. III «Цезарь конец положил золотому Сатурнову веку - ныне, покуда он жив, веку железному быть». Серия биографий «Жизнь замечательных людей», выпуск 1345 (1145). М. 2009, стр. 115-128).
Дополнительно:
КАК, КОГДА И ПОЧЕМУ ЧЕКИСТЫ УБИЛИ СВОЕГО ПРОВОКАТОРА СКОБЛИНА?
http://procvetitel.livejournal.com/257695.html «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ УЗНАТЬ ЧЕЛОВЕКА - ДОВЕРЬ ЕМУ ВЛАСТЬ»
http://procvetitel.livejournal.com/254889.html