«Ту зиму, зиму 1925-1926 года, мы с Георгием Ивановым проводили в Ницце.
Из Парижа Георгий Адамович писал нам, что он постоянно бывает у Мережковских и что они, как когда-то в Петербурге, возобновили свои «воскресенья», игравшие немалую роль в дореволюционной литературной жизни.
Я еще в детстве увлекалась трилогией Мережковского - «Петром и Алексеем», «Юлианом Отступником» и особенно «Леонардо да Винчи». Читала я и «Александр Первый», «Гоголь и черт», «Толстой и Достоевский». Видела на сцене и «Павла I», ДО РЕВОЛЮЦИИ НАХОДИВШЕГОСЯ ПОД ЗАПРЕТОМ.
/…/
Читала я, конечно, и Антона Крайнего (псевдоним Гиппиус), БЕСПОЩАДНОГО КРИТИКА, ВЕДУЩЕГО СУД И РАСПРАВУ НАД СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗОЙ И ПОЭЗИЕЙ.
Антона Крайнего боялись не меньше, чем самого Брюсова. ПРИГОВОРЫ ЕГО БЫЛИ УБИЙСТВЕННЫ. Критические статьи его пестрели определениями вроде «рыжая бездарность», «идиот», «недоносок», «кретин» И ТОМУ ПОДОБНЫМИ ВЕЖЛИВЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ПИСАТЕЛЕЙ.
На похвалы Антон Крайний был чрезвычайно скуп. Даже о «Стихах о Прекрасной Даме» Блока он отозвался более чем сдержанно.
О Зинаиде Гиппиус в Петербурге ходили всевозможные легенды, как, впрочем, обо всех знаменитых писателях и писательницах.
/…/
Рассказывали, что она ТРЕБУЕТ, ЧТОБЫ ВСЕ ЕЕ БЕСЧИСЛЕННЫЕ ПОКЛОННИКИ, ТЕ, ЧТО ЖЕНАТЫ, ОТДАВАЛИ ЕЙ СВОИ ОБРУЧАЛЬНЫЕ КОЛЬЦА, И ЧТО ОНА НАНИЗЫВАЛА ИХ НА ЦЕПОЧКУ, висевшую в изголовье ее кровати.
/…/
Впрочем, одним она все же схожа со своим воображаемым портретом - страстным желанием нравиться, «будить повсюду восхищение», сквозящим в каждом ее жесте, в каждом слове, лениво и капризно произносимом ею.
ДА, ОНА МОГЛА СНИМАТЬ С РУК СВОИХ ПОКЛОННИКОВ ОБРУЧАЛЬНЫЕ КОЛЬЦА.
Я спрашиваю себя: уж не потребует ли она и у Георгия Иванова его обручальное кольцо?
Но как мог Блок называть ее «зеленоглазой наядой»? «Женщина - безумная гордячка» - еще и сейчас правильно сказано о ней. Но «зеленоглазая наяда»... Как он мог?..
/…/
«Я не согласна» - фраза, наиболее часто - кстати или не совсем кстати - произносимая ею. Утилитарная, ширпотребная фраза, паспарту. Ее разговоры часто начинаются именно с нее: «Я не согласна с Эйнштейном!» Или - с Бергсоном! Или - с Алдановым! Или - со Степуном!
Иногда, по глухоте - она из кокетства старается скрывать ее, - не расслышав, о чем спрашивают, отвечает: «А я не согласна!..»
И чаще всего ее ответ производит магическое действие.
Так, например, молодой поэт, робея и смущаясь, задает ей вопрос:
- Зинаида Николаевна, вы читали мои стихи в «Звене»?
И она роняет капризно-кокетливо:
- Нет. Я не согласна.
Спрашивающий в смущении замолкает. Стихи его, должно быть, не понравились Зинаиде Николаевне, неизвестно почему. Но не стоит настаивать. Ведь ОНА ЛЮБИТ ПОВТОРЯТЬ АФОРИЗМ: «ЕСЛИ НАДО ОБЪЯСНЯТЬ, ТО НЕ НАДО ОБЪЯСНЯТЬ». И он не решается требовать объяснений.
Сейчас я впервые слышу от нее ее знаменитый протест, о котором мне когда-то рассказывал еще Гумилев в Петербурге.
Я вся превращаюсь в слух. Я хочу знать, с чем она, собственно, не согласна, мне хочется услышать парадоксальные выводы и доводы ЕЕ БЛЕСТЯЩЕГО, ОСТРОГО, НЕЖЕНСКОГО УМА.
Нет, все-таки женского - ведь ведьма - женщина. Троцкий писал когда-то: «Я не верю в существование нечистой силы (цитирую по памяти). Не верю ни в чертей, ни в ведьм. Впрочем, все-таки в существование ведьм верю, - вспомнил Зинаиду Гиппиус». И ТУТ ЖЕ ОТДАЕТ ДАНЬ ЕЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОМУ УМУ.»
(Ирина Одоевцева «Как ласковая кобра я…»)
Дополнительно:
«БРАК МЕРЕЖКОВСКОГО НЕЛЬЗЯ НАЗВАТЬ СЧАСТЛИВЫМ…»
http://procvetitel.livejournal.com/240912.html ЦАРЕВИЧ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ ОБ АНТИХРИСТОВОМ ЛЖЕПРИЧАСТИИ
http://procvetitel.livejournal.com/56979.html Д.С.МЕРЕЖКОВСКИЙ И З.Н.ГИППИУС О БОЛЬШЕВИЗМЕ И СЕРГИАНСТВЕ
http://procvetitel.livejournal.com/67198.html ХЛОЯ МОРЕЦ (ДЕВОЧКА «УБИВАШКА») В ОБРАЗЕ «НЕЖНОГО ВАМПИРА»
http://procvetitel.livejournal.com/126250.html