«В истории русского старообрядчества что ни человек - то яркая личность. Но даже на фоне других выдающихся деятелей старообрядческого движения протопоп Аввакум выделяется своей ПОИСТИНЕ ИСПОЛИНСКОЙ ФИГУРОЙ, ПО СИЛЕ ПРОПОВЕДИ ПРИБЛИЖАЮЩЕЙСЯ К НОВОЗАВЕТНЫМ АПОСТОЛАМ, А В «ОГНЕОПАЛЬНОЙ РЕВНОСТИ» ПО ВЕРЕ - К ВЕТХОЗАВЕТНЫМ ПРОРОКАМ. Вся его многострадальная жизнь, прошедшая в БЕСПРЕСТАННОЙ БОРЬБЕ ЗА ИСТИНУ, была МУЧЕНИЧЕСКИМ И ИСПОВЕДНИЧЕСКИМ ПОДВИГОМ ЗА ХРИСТА. НЕ ТОЛЬКО СЛОВОМ, НО И ВСЕЙ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ ДОКАЗАЛ «БОГАТЫРЬ-ПРОТОПОП» ПРЕДАННОСТЬ ВЕРЕ ХРИСТОВОЙ И ЗАВЕТАМ СВОИХ БЛАГОЧЕСТИВЫХ ПРЕДКОВ. Жизнь его исключительна, СЛОВО ЕГО - ГЕНИАЛЬНО, ВЕРА ЕГО - НЕВЕРОЯТНА.
/…/
Что качается отношения русских к заезжим грекам и к их вере, то об этом хорошо пишет историк Н.Ф. Каптерев: «Из ХVII столетия мы имеем вполне ясные и определенные данные относительно того, как русские смотрели тогда на сравнительное достоинство греческого и русского благочестия. В Москву с ХVII века часто приезжали для торговли греческие купцы, которые по необходимости должны были проживать в Москве довольно долго. НА ЭТИХ КУПЦОВ-ГРЕКОВ некоторые РУССКИЕ СМОТРЕЛИ КАК НА НЕПРАВОСЛАВНЫХ, НАЗЫВАЛИ ИХ НЕВЕРНЫМИ И НЕ ПУСКАЛИ ИХ В РУССКИЕ ХРАМЫ, так что греки принуждены были искать себе у правительства особой церкви, которая бы служила исключительно для греков. В 1653 году иверский архимандрит Клим, приезжавший в Москву за милостынею, с согласия всех бывших тогда в Москве греческих властей и торговых гречан, просил у государя и патриарха Никона дать для приезжих греков особый монастырь в Москве, где бы служба совершалась на греческом языке, потому что, объясняет в своей челобитной архимандрит Клим, греки русской службы не понимают, «а иные РУССКИЕ ПОПЫ МИРСКИХ ТОРГОВЫХ ГРЕКОВ В ЦЕРКОВЬ БОЖИЮ БОЖЕСТВЕННОГО ПЕНИЯ СЛУШАТЬ НЕ ПУЩАЛИ, НАЗЫВАЛИ ИХ НЕВЕРНЫМИ». То же самое подтверждает и Павел Алеппский, который свидетельствует, что в Москве ГРЕЧЕСКИМ КУПЦАМ ВОСПРЕЩАЛОСЬ ВХОДИТЬ В РУССКИЕ ЦЕРКВИ. НО ЭТОГО МАЛО: по свидетельству того же Павла Алеппского, У НАС ПРЕЖДЕ ЕГО ПРИЕЗДА в Москву НЕ ДОЗВОЛЯЛИ СЛУЖИТЬ ПРИЕЗЖАВШИМ К НАМ С ВОСТОКА ГРЕЧЕСКИМ ЕПИСКОПАМ И ПАТРИАРХАМ, ПОТОМУ ЧТО СЧИТАЛИ ИХ ОСКВЕРНЕННЫМИ ЧЕРЕЗ СБЛИЖЕНИЕ С ТУРКАМИ» (Каптерев Н.Ф. Собрание сочинений. М., 2008. Т. 1. С. 354).
ПОДОЗРИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВОСТОЧНЫМ «ПАТРИАРХАМ» НЕ БЫЛО ЛИШЕНО ОСНОВАНИЙ. ОНИ ДОСТАТОЧНО ЛЕГКО МОГЛИ МЕНЯТЬ ВЕРУ В УГОДУ СВОИМ ПОЛИТИЧЕСКИМ АМБИЦИЯМ, УВЛЕКАТЬСЯ РАЗЛИЧНЫМИ ЕРЕТИЧЕСКИМИ УЧЕНИЯМИ, ПОД ДАВЛЕНИЕМ СУЛТАНА ИДТИ НА КОМПРОМИССЫ В ДЕЛАХ ЦЕРКВИ. Так, на константинопольской кафедре за 60 лет - с 1595 по 1657 год - сменилось более 40 патриархов! «Немногие из них оставили престол по своей воле или из-за смерти. БЕСКОНЕЧНАЯ ЧЕРЕДА ПАТРИАРХОВ - РЕЗУЛЬТАТ ИНТРИГ, СОПЕРНИЧЕСТВА, ГНЕВА СУЛТАНА. Знаменитый патриарх Кирилл Лукарис, семь раз свергнутый и шесть возвращавшийся на престол, В КОНЦЕ ЖИЗНИ СКЛОНЯЛСЯ К СОГЛАШЕНИЮ С ПРОТЕСТАНТАМИ. Турки, ПОДСТРЕКАЕМЫЕ СОПЕРНИКАМИ, низвели и умертвили Лукариса. Патриарший посох УГОДИЛ В РУКИ ЕГО НЕПРИМИРИМОГО СОПЕРНИКА, Кирилла Контариса, который в 1638 году ТАЙНО ПРИНЯЛ КАТОЛИЧЕСТВО. НО ТАЙНА СТАЛА ЯВНОЙ, и Контарис в третий - и последний раз - оставил патриарший престол» (Андреев И.Л. Алексей Михайлович. М., 2006 (серия «ЖЗЛ»). С. 153).
Были и другие причины - НЕ ТОЛЬКО ВЕРОИСПОВЕДНОГО, НО И МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА, -- ВЫЗЫВАВШИЕ ПОДОЗРИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗАЕЗЖИМ ГРЕЧЕСКИМ «ИЕРАРХАМ». «В середине ХVII века богатое царское жалование и престиж и преимущества учительского звания привлекали в Москву новых и новых ученых чужаков; некоторые из них оказывались НЕСПОСОБНЫМИ К УЧИТЕЛЬСТВУ, некоторые - САМОЗВАНЦАМИ С ПОДЛОЖНЫМИ ПАТРИАРШИМИ ГРАМОТАМИ (В этом смысле характерен эпизод, описываемый ученым хорватом Юрием Крижаничем. Ехавшего в Россию Крижанича нагнал в Нежине «некий Софроний, назвавший себя митрополитом Филипполя и Драмы» (Македонская епархия). Софроний ехал на Русь для сбора милостыни, но не имел для этого сопутствующих грамот. Нуждаясь в попутчике, который бы знал русский язык, он стал уговаривать Крижанича поехать с ним, а ЧТОБЫ УСЫПИТЬ БДИТЕЛЬНОСТЬ ПОГРАНИЧНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ЗАСТАВ, -- СОЧИНИТЬ ПОДЛОЖНЫЕ ГРАМОТЫ якобы от имени патриарха Иоанникия - «по общим нуждам церковным». «КОГДА Я НЕ ХОТЕЛ ЭТОГО ИСПОЛНИТЬ, -- пишет Крижанич, -- ОН, ВМЕСТЕ С ОДНИМ ДРУГИМ МИТРОПОЛИТОМ, ХОТЕЛ МЕНЯ ОТСТЕГАТЬ И, КОНЕЧНО, СДЕЛАЛ БЫ ЭТО, ЕСЛИ БЫ, ВЫРВАВШИСЬ, Я НЕ УБЕЖАЛ к городскому писарю. Впрочем, ПРИЗНАЮСЬ В СВОЕЙ ВИНЕ: ВПОСЛЕДСТВИИ Я СОЧИНИЛ ЕМУ ПОМЯНУТЫЕ ГРАМОТЫ, БОЯСЬ ЗА СВОЮ ЖИЗНЬ» (Каптерев Н.Ф. Собрание сочинений. Т. 1. С. 219-220).), многие привозили с собой отряды «слуг и родственников» -- торговцев, бизнесу которых царское правительство щедрой рукой предоставляло немалые привилегии за их и их черноризного начальства «страдания и обездоленность» на родине; МНОГИЕ В РОССИИ ЗАМЕЧАЛИ ИХ ОБЩИЕ СРЕБРО- И СЛАВОЛЮБИЕ» (Крамер А.В. Причины, начало и последствия раскола Русской церкви в середине ХVII века. СПб., 2005. С. 20). Например, «патриархи» Афанасий, бывший Константинопольский, и Паисий Иерусалимский набрали в свои «свиты» купцов, записав их (ЕСТЕСТВЕННО, ЗА ДЕНЬГИ), монахами, иеромонахами и архимандритами. Когда воевода на границе в Путивле, узнавший этих купцов, указал на них «патриарху» Паисию, тот, НЕ МОРГНУВ ГЛАЗОМ, ОТВЕЧАЛ, «ЧТО ДЕ ХОТЯ И БЫЛИ ПРЕЖДЕ СЕГО ТОРГОВЫЕ ЛЮДИ, ТОЛЬКО ДЕ НЫНЕ СЛУЖАТ ЕМУ, ПАТРИАРХУ». Впрочем, это могло быть и правдой, поскольку НЕРЕДКО И ОБЛЕЧЕННЫЕ «ДУХОВНЫМ САНОМ» ВЫХОДЦЫ С ВОСТОКА НЕ ГНУШАЛИСЬ ЗАНИМАТЬСЯ ТОРГОВЛЕЙ И ПРОВОЗИТЬ КОНТРАБАНДНЫЕ ТОВАРЫ. ЧАСТО МЕЖДУ «ВЫСОКОСАНОВНЫМИ» СОБИРАТЕЛЯМИ МИЛОСТЫНИ И ЛИЦАМИ ИЗ ИХ СВИТЫ ВОЗНИКАЛИ САМЫЕ ОТВРАТИТЕЛЬНЫЕ СКАНДАЛЫ ИЗ-ЗА ДЕНЕГ, недоплаченных купцами за попадание в Москву. МЕЖДУ ГРЕКАМИ (В ТОМ ЧИСЛЕ И «АРХИЕРЕЯМИ») ПРОЦВЕТАЛА САМАЯ НАСТОЯЩАЯ КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА ЗА ЦАРСКОЕ ЖАЛОВАНЬЕ, СОПРОВОЖДАВШАЯСЯ ВЗАИМНЫМИ КЛЯУЗАМИ И ИНТРИГАМИ. Все это, естественно, становилось известным не только в Посольском приказе, разбиравшем подобные дела, но и многим русским.
ДРУГОЙ ПРИЧИНОЙ НЕДОВЕРИЯ К ГРЕКАМ БЫЛО ШИРОКО РАСПРОСТРАНИВШЕЕСЯ НА ВОСТОКЕ КУРЕНИЕ ТАБАКА И ДАЖЕ ОПИУМА.
«Настоящим испытанием для ПОЧТИ ПОГОЛОВНО КУРЯЩИХ И НЕ ВИДЕВШИХ В ЭТОМ, ПО ВОСТОЧНОЙ ТРАДИЦИИ, НИЧЕГО ПРЕДОСУДИТЕЛЬНОГО ИНОСТРАНЦЕВ БЫЛИ ОТВРАЩЕНИЕ МОСКВИЧЕЙ К КУРЕНИЮ, КАК ТЯЖКОМУ ГРЕХУ, И СЛЕЖКА ЗА НИМИ «ДНЕМ И НОЧЬЮ, С ПОДСМАТРИВАНИЕМ В ДВЕРНЫЕ ЩЕЛИ», ИНОГДА КОНЧАВШАЯСЯ ДЛЯ ПРОВИНИВШЕГОСЯ ВЫСЫЛКОЙ ИЗ РОССИИ ЗА ЕГО СЧЕТ БЕЗ ВСЯКОГО СНИСХОЖДЕНИЯ И, КОНЕЧНО, БЕЗ ВСЯКОЙ МИЛОСТЫНИ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИЕЗЖАТЬ ВПРЕДЬ, ИНОГДА ДАЖЕ И ССЫЛКОЙ В ОТДАЛЕННЫЙ РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ» (Там же. С. 31). Для русских в то время ЗА КУРЕНИЕ И НЮХАНИЕ ТАБАКА ПОЛАГАЛОСЬ ДРУГОЕ НАКАЗАНИЕ - ВЫРЕЗАНИЕ НОЗДРЕЙ И КНУТ - ПЫТКА, КОТОРАЯ НЕРЕДКО ЗАКАНЧИВАЛАСЬ СМЕРТЬЮ. В Соборном уложении 1649 года говорилось: «О табаке заказ ученен крепкой ПОД СМЕРТНОЮ КАЗНИЮ, чтобы нигде русские люди и иноземцы всякие табаку у себя не держали и не пили, и табаком не торговали» (главы 25, 446). Однако МНОГИЕ ГРЕЧЕСКИЕ «ИЕРАРХИ» ХVII века НЕ ТОЛЬКО САМИ ПОТРЕБЛЯЛИ ТАБАК И ОПИУМ, НО НЕ ГНУШАЛИСЬ ПРОВОЗИТЬ ИХ КОНТРАБАНДНО В РОССИЮ. Так, одно из главных действующих лиц рокового собора 1666-1667 годов, международный авантюрист «митрополит» Газский Паисий Лигарид хранил в своем московском доме 60 пудов табака, тайно привезенных с Востока. Юрий Крижанич писал: «Греки своими… запрещенными товарами (именно табаком) выносят из России большие богатства». При этом он В ОТЛИЧИЕ ОТ Павла Алеппского НИЧЕГО НЕ ЗНАЛ ОБ ОПИУМЕ…
ОТНОСИТЕЛЬНО «ДУХОВНОЙ» ТОРГОВЛИ тот же Крижанич свидетельствует: «ПРАЗДНОШАТАЮЩИЕСЯ ГРЕЧЕСКИЕ МОНАХИ, И ПОРОЮ САМОЗВАНЦЫ-МИТРОПОЛИТЫ, СКИТАЮТСЯ ПО РУСИ И ВЫЖИЛИВАЮТ ССУДЫ… ОНИ ВОЗВОДЯТ В СВЯЩЕННИЧЕСКИЕ СТЕПЕНИ ЛИЦА, ИМ НЕИЗВЕСТНЫЕ, НЕЗАСЛУЖЕННЫЕ, НЕИСКУШЕННЫЕ, НЕЗАСВИДЕТЕЛЬСТВОВАННЫЕ, ДАЖЕ ОТВЕРГНУТЫЕ В ДРУГИХ МЕСТАХ, И БЕЗ ВСЯКОГО ДРУГОГО ИСПЫТАНИЯ, КРОМЕ ТОГО, ЧТО АККУРАТНО ПОТОРГУЮТСЯ, «СКОЛЬКО МНЕ ХОТИТЕ ДАТЬ, Я ВАМ ПРЕДАМ ЕГО». Я САМ ВИДЕЛ НЕ ОДИН ПРИМЕРПОДОБНОГО РОДА. Видел также, как ОДНУ И ТУ ЖЕ СУПРУЖЕСКУЮ ЧЕТУ РАЗНЫЕ МИТРОПОЛИТЫ, И ДАЖЕ ОДИН И ТОТ ЖЕ МИТРОПОЛИТ, НЕСКОЛЬКО РАЗ ТО РАЗВОДИЛИ, ТО СНОВА СОЕДИНЯЛИ, ВСЕГДА, ОДНАКО, ЗАРАНЕЕ ПОТОРГОВАВШИСЬ И ВЗЯВШИ ДОБРУЮ КУЧУ ДЕНЕГ. Если дела такого рода, пожалуй, кто-нибудь скажет, можно еще терпеть, то уже, конечно, НИКАКИМ ОБРАЗОМ НЕЛЬЗЯ ТЕРПЕТЬ ТОГО, ЧТО ПОМЯНУТЫЕ МИТРОПОЛИТЫ ЗА ДЕНЬГИ ПРОДАЮТ И ПРЯМО ПОСЫЛАЮТ В АД ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ДУШИ. Я видел на русском языке НАПЕЧАТАННЫЕ В КИЕВЕ ОТПУСТИТЕЛЬНЫЕ ГРАМОТЫ (ТО ЕСТЬ ФАКТИЧЕСКИ ИНДУЛЬГЕНЦИИ. - К.К.), КОТОРЫЕ НА РУСИ ПРОДАВАЛ ВИЗАНТИЙСКИЙ ПАТРИАРХ АФАНАСИЙ. Каким образом или почем он продавал их, не знаю. То лишь знаю и собственными глазами видел, что подобные отпустительные грамоты в рукописи (со вставкою имени того человека, коему вручается грамота) некоторые продавали знатным людям за деньги: здесь РАЗРЕШАЮТ ОТ ВСЕХ ГРЕХОВ, НЕ ПОМИНАЯ НИ СЛОВА ОБ ИСПОВЕДИ ИЛИ ПОКАЯНИИ» (Каптерев Н.Ф. Собрание сочинений. Т. 1. С. 220).
Ко всему ДОБАВЛЯЛАСЬ И СОВЕРШЕННО ГНУСНАЯ, КОЩУНСТВЕННАЯ ТОРГОВЛЯ СВЯТЫНЯМИ - МОЩАМИ СВЯТЫХ, РЕЛИКВИЯМИ И ЧУДОТВОРНЫМИ ИКОНАМИ, -- ТОРГОВЛЯ, КОТОРУЮ, СПЕКУЛИРУЯ НА БЛАГОЧЕСТИИ РУССКИХ, ПРАКТИКОВАЛИ ЗАЕЗЖИЕ ГРЕКИ в XVI-XVII веках./…/»
(К. Я. Кожурин «Протопоп Аввакум. Жизнь за веру». Серия биографий «Жизнь замечательных людей». Выпуск 1517 (1317). М. 2011, стр. 8, 97-100).
Дополнительно:
СЕРГИАНСКИЙ «ИГУМЕН»К.САХАРОВ МОЛИТСЯ СВ. СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ АВВАКУМУ
http://procvetitel.livejournal.com/234183.html ВОЖДЬ ДИКАРЕЙ-КАННИБАЛОВ БАШТИ И АПОСТАТНЫЕ «ЦЕРКВИ»-СЕКТЫ
http://procvetitel.livejournal.com/194670.html