«Ибо что иное представляет пасхальное празднество, как не духовное служение? А в чем же состоит сие служение? Только в постоянной молитве и славословии, (воссылаемом) без принуждения; от чего далеки неблагодарные, которые неизбежно лишают себя участия в праздничном торжестве, ибо отнимется от уст их радость и ликование. Посему и Божественное слово не допускает, чтобы они имели мир; ибо, безбожные(1) не имеют мира, говорит Господь, они творят дела горести и печали. Посему также не принял Господь того, который, по Евангелию (Матф. 18,24 дал.), задолжав десять тысяч талантов, получил отпущение; ибо он, получив оставление многого, забыл о снисходительности касательно немногого; так что должен был потерпеть наказание за первое (собственный долг), и по справедливости; поелику он, как познавший милость (по отношению к себе), должен был умилосердиться над одним из клевретов своих. А тот, кто, получив талант, завернул его в платок и закопал в землю, -- по всей справедливости, был отвержен, как неблагодарный, и должен был услышать приговор: «лукавый рабе и ленивый, видел еси, яко жну, идеже не сеях; и собираю, идеже не расточих: подобаше убо тебе вдати серебро мое торжником: и пришед аз взял бых свое с лихвою. Возмите от него талант, и дадите имеющему десять талантов» (Матф.25,16-28). Ибо надлежало, чтобы он, если бы позаботился, соблюл (и приумножил) для Господина Его достояние; так как он знал благость Даровавшего и ценность дарованного; конечно, не был жесток Тот, Кто дал, ибо тогда не давал бы сначала; но и дарованное не безполезно и ничтожно, ибо иначе Он не сожалел бы о нем; но Даровавший был благ, а дарованное было благоплодно. Таким образом, как тот, кто во время посева удерживает пшеницу, проклят по Божественной притче (Притч. 11,26), так равно и тот, кто нерадит о благодатном даре и хранит его в сокровенном месте как негодный к употреблению; отвергается за злонравие и неблагодарность. Посему Господь похваляет тех, которые приумножили врученное им…»
(Св. Афанасий Великий Третье Пасхальное послание).
1.Безбожными, т.е. чуждыми Истинному Господу Богу Вседержителю(Мф.7,21-27), Богодухновенный Св.Афанасий Великий признает не только язычников и атеистических мракобесов, но и всех еретиков:
«Ибо они злы не только по своему лицемерию во внешнем поведении, как ходящие, по слову Господа, в одеждах овчих и подобящиеся гробам повапленным; но сверх того, они влагают даже в свои уста Божественные глаголы, будучи в то же время полны злых помышлений. И точно также проявил себя первоначально тот, кто искони сделался изобретателем зла - змий, диавол, который, когда говорил с Евою, прежде скрыл себя под личиною, а затем обольстил ее (Еву); за ним и вместе с ним скрывают свой настоящий вид и все изобретатели БЕЗБОЖНЫХ ЕРЕСЕЙ» (Второе Пасхальное послание).
Дополнительные документальные душеполезные материалы:
http://procvetitel.livejournal.com/19494.html http://procvetitel.livejournal.com/19992.html http://procvetitel.livejournal.com/19102.html http://procvetitel.livejournal.com/18488.html http://procvetitel.livejournal.com/17515.html