"День великой паники", Москва, 16 октября 1941 16 октября 1941 г.
Москва, Ленинградский проспект, 16 октября 1941 года. Фото Александра Устинова
В печально знаменитый день 16 октября 1941 года фашисты почти окружили Москву, и шоссе Энтузиастов осталось единственным путем на Восток. Тогда по нему с паническим энтузиазмом драпало в персональных и служебных автомашинах все цековское, горкомовское и райкомовское начальство, увлекая личным примером рядовых партийцев, а также беспартийных большевиков и наиболее сознательную часть населения.
В потоке машин, нёсшемся от Заставы Ильича, я видел заграничные лимузины с «кремлёвскими» сигнальными рожками: это удирало Большое Партийное начальство! По машинам я сразу определял, какое начальство драпает: самое высокое - в заграничных, пониже - в наших «эмках», более мелкое - в старых «газиках», самое мелкое - в автобусах, в машинах «скорой помощи», «Мясо», «Хлеб», «Московские котлеты», в «чёрных воронах», в грузовиках, в пожарных машинах…
А рядовые партийцы бежали пешком по тротуарам, обочинам и трамвайным путям, таща чемоданы, узлы, авоськи и увлекая личным примером беспартийных… В потоке беженцев уже всё смешалось: люди, автомобили, телеги, тракторы, коровы - стада из пригородных колхозов гнали!.. В три часа на мосту произошёл затор. Вместо того, чтобы спихнуть с моста застрявшие грузовики и ликвидировать пробку, все первым делом бросались захватывать в них места. Форменный бой шёл: те, кто сидел на грузовиках, отчаянно отбивались от нападавших, били их чемоданами прямо по головам…
Атакующие лезли друг на друга, врывались в кузова и выбрасывали оттуда оборонявшихся, как мешки с картошкой. Но только захватчики успевали усесться, только машины пытались тронуться, как на них снова бросалась следующая волна… Несколько раз машины переходили из рук в руки, но напор толпы достиг такой силы, что грузовики перевернулись вместе с дерущимися и полетели с моста под откос... Ей богу, попав впоследствии на фронт, я такого отчаянного массового героизма не наблюдал…
Пока эта полумиллионная армия «энтузиастов» бежала по нашему шоссе из Москвы, брошенная ими на произвол судьбы несознательная часть населения занималась в основном пополнением своих продовольственных запасов, действуя по естественному принципу: энтузиасты уходят и приходят, а жрать-то все равно надо! Эту далеко не героическую эпопею я имел несчастье наблюдать.
Представьте мое состояние - объятый ужасом от всего увиденного я вернулся домой и в панике бросился к своему другу, жившему этажом выше, Сережке-Колдуну. В их коммунальной квартире шел полным ходом загул - сосед дядя Коля приволок целый ящик спиртного из 20-го магазина, откуда весь наш дом тащил продукты - без карточек и денег - хватай, сколько можешь! Сам Серега успел уже три раза отовариться на складе райпищеторга в соседнем дворе. В другом магазине, по его словам, шла организованная раздача сливочного масла - 2 кило в одни руки!
Никто из Сережкиной квартиры никуда бежать не собирался, разве что снова в магазин с сумками и авоськами…
- Оставайся у нас, - приглашал меня Сережка, - как раз дядя Коля сегодня именинник.
В квартире у них стоял дым коромыслом - пеклось, жарилось, шкварилось, но мне никакие пироги с мясом и с капустой в горло не лезли.
Всю ночь топот над моей головой и звуки гармошки не давали уснуть. Не только в Сережкиной квартире шла попойка - добрая половина всей нашей пролетарской окраины гуляла в эту ночь с 16 на 17 ноября. Да и в других районах столицы шел пир горой, тащили со складов водку, из магазинов закуску.
Думаю, что не за здоровье товарища Сталина выпивали в ту ночь, когда преданные ему энтузиасты бежали из города. /.../
16-17 октября брошенная на произвол судьбы столица СССР Москва досталась бы фашистам в целости и сохранности вместе с оставшимся в ней несознательным населением, всеми припасами и промышленными предприятиями, не успевшими эвакуироваться. За то, что этого непоправимого несчастья не произошло, надо благодарить только Бога и [немецких] штабных придурков.
(
Ларский Л.В. /2024-2004/ "Здравствуй, страна героев!" 1978 г.)
См также:
Последний исторический шанс. Они побежали... Случилось то, чего не случалось ни до, ни после за всё время существования сатанинского СССР - они побежали!
Побежали дивизии и корпуса, армии и фронты «непобедимой и легендарной» Красной армии со всеми их тылами, штабами, «политорганами», особыми и прочими отделами; побежали комиссары, политруки, менты, НКВДшники; побежали райкомы, обкомы, исполкомы и прочие «комы»; побежали стукачи и вертухаи, палачи и сексоты, прокуроры и спецкоры, делегаты и депутаты, агитаторы и пропагандисты, евреи и красные попы.
Побежала… вся эта, «рожденная революцией», нечисть и погань, бросая по пути оружие и знамена, партбилеты и комсомольские значки, портреты вождей и списки осведомителей. (
отсюда)
--------
Тот шанс проигран, нечисть вернулась. И вполне себе жива.
См также на эту тему:
16 октября 1941-го: день, когда Москва зашаталась
Free Website Counter