Это я позавчера
А сколько же тебе лет, - тут же спросят. - А столько! Специального долго живу, хочу дожить до смерти последнего чекиста. Впрочем, рассказы о прошлых временах сейчас мало кого интересуют. Сейчас осталось мало даже тех, которые совковую власть помнят. А мы-то большую часть жизни при ней мучились, на допросы к сволочной гебухе ходили.
1968: советское вторжение в Чехословакию
Сейчас уже не осталось, наверное, свидетелей тех событий, вернее, их должно быть очень мало - тех, кто тогда был в зрелом возрасте. Потому так мало пишут о 1968-м годе. В моих «лентах» - ничего.
Тогда из-за Чехословакии люди перессорились, разрушились многолетние дружбы и отношения между людьми. Проверяли своих друзей и знакомых вопросами о Чехословакии. Между прочим, перессорились серьезно, и восстановить отношения, какими они были прежде, так и не удалось за всю жизнь.
До 21 августа, начиная с весны, в газетах регулярно появлялись разгромные статьи об ужасах, которые якобы происходили в Чехословакии, о том, как «реакционные силы пытаются вырвать эту страну из братской семьи», пугали «боннскими реваншистами» (кто помнит такое выражение?), НАТО, пугали тем, что там пытаются восстановить капиталистический строй.
Надо отметить, что за три года Перестройки горбачевский СССР уверенно обогнал дубчековскую Чехословакию, где ставился-то вопрос всего лишь «социализма с человеческим лицом».
Тогда не было Интернета, радио и ТВ были советскими, и если хотели узнать что-либо о происходящем, то сидели около радиоприемников, слушали сквозь глушилки западные радиостанции на русском языке.
Было много мерзких людей, которые слово в слово повторяли все то, что выдавала советская пропаганда. Особенно много таких было отставников, военнослужащих, советских служащих. У меня была (и есть) одноклассница, Таня Ф., которая после школы поступила на истфак ЛГУ, на кафедру марксизма-ленинизма (ни много ни мало). В августе 1968-го их послали туристами в Чехословакию как раз тогда, когда было совершено советское военное вторжение. И они застряли там, вещи свои постепенно обратно вытягивали. Так вот она с жаром рассказывала мне о безобразии, творившемся в Чехословакии, что сорвали их туристическую поездку и вещи там застряли, а также то, что «СССР на два часа опередил вторжение Западной Германии». Кстати, эта Таня Ф. в Перестройку быстренько перестроилась, пришлось ей изменить профессию, потом она стала за Путина.
А в СССР было немало ненавистников советского строя и немало людей, поддерживавших Чехословакию. Но тайно. Это уже было осенью. Выпустили документальный фильм о событиях в Чехословакии, и о нем сразу зашептались. Автор фильма использовал «метод широкого цитирования противника» - так это тогда называлось. Т.е. показал много того, что не должен был увидеть советский зритель. Показал протестную толпу, горящие советские танки, также проскочили высказывания чешских политиков.
Фильм шел в кинотеатре документальных фильмов «Знание» на Невском, я за часа три купил на него билет, т.к. знал, что попасть в кинотеатр будет трудно. Вот этот кинотеатр «Знание», сейчас там всё другое.
Прихожу к началу, курю перед входом. Ко мне подходит мужик и просит продать билет. «Да зачем вам этот фильм, там ерунда какая-то, продайте билет мне». Не отвязаться было от него. Еще кто-то просил. Потом стояла уже толпа, спрашивающая «лишнего билетика». В кино публика была своя, особая, понимающая друг друга по взглядам. Сейчас такого нет.
А теперь о том, что «СССР опередил на два часа ФРГ, которая должна была вторгнуться». Как и в случае с Венгрией 1956-го года, Запад всячески поддерживал венгерское восстание, но когда пришел
запрос от Хрущева, можно ли ввести в Венгрию армию и не последует ли военной реакции западных стран, то он тут же получил из США одобрительный ответ - не последует, не беспокойтесь. Примерно то же самое произошло с Чехословакией. Запад на словах всячески поддерживал эту страну, и вполне мог бы, должен был бы оказать ей военную помощь (только не за два часа, а гораздо раньше, ибо всё было известно задолго - с весны СССР разрабатывал план интервенции), и при этом не было бы никакой ядерной войны. Запад был верен предательским ялтинским соглашениям (1945), когда Советскому Союзу была сдана вся Восточная Европа, и не собирался их пересматривать. Тогда и грош цена всей словесной поддержке.
По теме:
Неровная годовщина Чехи: народ, который не воюет
Free Website Counter