Я давно подозревал, что современная молодежь отупела, что у молодых людей что-то не в порядке с головой. Мне отвечали, что это обычное брюзжание представителей старшего поколения и что критика современной молодежи и ее нравов была отражена еще на древнеегипетских папирусах. Но, видимо, прав все же я. Потому что совмременный технический прогресс перевернул всё к черту, и сравнения с прежними временами стали некорректными.
Не может быть в порядке с головой, если постоянно вставлять себе в уши наушники и глушить свой мозг дискотечным шумовым сопровождением (они и спят так, с наушниками!). Нельзя без конца смотреть картинки телевидения и клипов, где всё должно постоянно дрыгаться и мельтешиться. Нельзя все время держать в руке мобильник и звонить по каждому ерундовому поводу и без повода. Создали всеохватную мобильную связь, достижение XXI века, но она используется исключительно для трёпа и трындежа. Нельзя обойтись без чтения книг, другие, "мульитмедийные" источники не могут их заменить. Вот и получилось разорванное, «клиповое мышление».
Об этом пишет Лев Рубинштейн. Еще очень мягко пишет, потому что, как мне кажется, ситуация намного более серьезная. Всё гораздо хуже:
«Как-то я провел вечер в обществе двух школьных учителей. Словесник жаловался, что большинству нынешних подростков совершенно невозможно объяснить, в чем прелесть, например, прозы Гоголя. Они, видите ли, воспринимают текст лишь с точки зрения конкретного сообщения - информации, внеположной художественным задачам. Им надо непременно знать "о чем". Если это сразу же не понятно, любой текст воспринимается как смертная тоска и вообще отстой.
Математик сказал, что да, с подобной проблемой сталкивается и он. "Как это? - удивились мы со словесником. - Математика же вроде как точная дисциплина. Какой уж там "порядок слов"?" "Не скажите, - ответил математик. - В последние годы я все чаще и чаще замечаю, что некоторые ученики, причем вовсе не тупые, с большим трудом понимают условие задачи. Им необычайно трудно воспринять смысл более чем одного предложения. Я давно заметил, что условие задачи гораздо легче понимают те, кто читает книжки. А с этим, как я понял, большие проблемы".