Мировоззренческим дополнением к "новой этике" выступает "новая нормальность". Сам термин распространился в контексте ковида и подразумевает невозможность возврата к докоронавирусным общественным отношениям. (Ранее определение "новая нормальность" использовали в экономике после мирового кризиса 2008 года). Формально подразумевается, что и в постковидный период основные ограничения останутся в силе. Социальная дистанция, удалённые работа и образование, постоянный медицинский контроль, максимальное сокращение общения и больших перемещений ... - отныне не экстраординарная ситуация, а норма жизни.
"Многие из нас задумываются, когда всё вернётся на круги своя. Короткий ответ: никогда. Ничто никогда не вернётся к "нарушенному" чувству нормальной жизни, которое преобладало до кризиса, потому что пандемия короновируса знаменует собой переломный момент в нашей глобальной траектории," - пишет президент Всемирного экономического форума
Клаус Шваб в предисловии к своей книге "Ковид 19: Великая перезагрузка".
Я уже занимался здесь обзором идей Шваба, но ещё раз обращаю ваше внимание на безапелляционный тон его заявлений. Определённая группа лиц приняла решение, что мир теперь должен жить по-новому, и на основании этого решения люди обязаны приспосабливаться к совсем другому порядку существования. Тут важно подчеркнуть, что решение о необходимости "новой нормальности" принимали те же люди, которые сделали невозможными старые условия. Это, конечно, если исходить из логики коллективного Шваба, согласно которой "старая нормальность" больше невозможна. Но простите, какие тогда у человечества основания доверять вам, если мир под вашим руководством доведён до такого состояния? Почему "новая нормальность", предлагаемая вами же, является выходом из тупика, в который вы же и завели? Коллективный Шваб ссылается на коронавирус, как на трансформационное событие. Действительно, без подобного события оправдать своё право на "великую перезагрузку" было бы очень трудно.
"Новая нормальность" - это не просто какой-то список предписаний и рекомендаций. Перед нами возведённое в правило отчуждение. Можно сказать, что отчуждение является естественным экзистенциальным состояниям людей. Однако сейчас мы видим отчуждение людей уже от самой экзистенции. В основе "новой нормальности" - трансгуманистическое восприятие человека как биообъекта. После 11 сентября 2011 года мировая пропаганда стала внушать, что главное это безопасность. Ковид-19 вывел эту пропаганду на новый уровень. Главное - не заразиться, приспособиться, выжить.
Приоритет права на жизнь над всеми остальными правами - один из основных постулатов, к которым нас теперь отсылают идеологи глобализации и цифрового общества. На первый взгляд, это утверждение находится в рамках модернистского, гуманистического понимания человека как высшей ценности, но это очень обманчивое впечатление. Происходит фундаментальная подмена понятий. В гуманистическом понимании человек - это личность, наделённая неотъемлемыми правами и свободами. Борьба за жизнь и развитие в модернистской парадигме - это, прежде всего, утверждение человеческого достоинства. Культ безопасности, утвердившийся в последние десятилетия, на самом деле инструмент формирования совсем другого понимания личности. С одной стороны, вроде бы продолжает подчёркиваться первостепенность человека, с другой, - на передний план выходит его чисто биологическое существование. Принимая приоритет жизни над всеми правами и свободами, люди отказываются от своего достоинства и приравнивают себя к биологическому материалу. Ведь религиозное понимание человека в этой оптике тоже отсутствует. Общество, отказавшееся от своих прав и свобод, - это просто сырьё для глобальных социальных проектов. Приоритет безопасности над свободой оборачивается обесцениванием жизни.
"Новая нормальность" - форма контроля, соответствующая новому мировому порядку. Её символом выступает маска, превращённая из обычного, в определённых ситуациях полезного средства защиты, в один из знаков эпохи. Ношение маски - не временная, вынужденная мера, а приучение уже к иному, "постковидному" образу жизни. Человеческое лицо - неотъемлемый элемент мировой культуры. Закрытые лица - логическое следствие постгуманистического отношения к людям. Ожесточённые споры о том, нужно или не нужно носить маску, сводят проблему к чистой медицине и уводят в сторону от действительно важной философской и социальной темы. Ещё совсем недавно недалёкие обыватели видели в длинных закрытых одеждах восточных женщин признак "отсталости". Обыватель не понимает глубину традиции и культурный контекст. И вот по указанию телевизора вчерашние " продвинутые скептики" готовы хоть до конца дней закрыть свои лица масками и даже респираторами. Такова мрачная ирония истории.
Ясно, что "новую нормальность" никогда бы не удалось внедрить, если бы в обществе не было соответствующей психологической почвы. Пустота в человеческих отношениях и личная опустошённость, отчуждение, безверие, эгоизм - сделали людей лёгкой добычей страха и манипуляций. Внутренняя отдалённость друг от друга материализуется в физическую отдалённость. Конечный смысл "новой нормальности" - получить добровольное согласие большинства людей на отношение к себе как к биообъектам. Разумеется, всё это объявляется общественным благом. Несмотря на многотысячные митинги протеста против карантинной диктатуры в Европе, по настоящему серьёзного сопротивления "новой нормальности" пока нет. Видимо, критическая масса общества готова её принять. (
отсюда)
Free Website Counter