А сейчас осталось мало людей, которые помнят те события 1991 года. Слушаю сегодня «Эхо Москвы» - дикторы говорят, что одному было тогда три года, другому десять лет. Да хоть и двадцать - это всё равно не тот возраст, когда можно осознать… Многие помнившие те события уже поумирали. А я уже успел испытать на себе все «прелести» советской жизни, пройти через «общение» с гэбухой, получить преследование от неё и уехать на ПМЖ во Францию. Поначалу, в середине 80-х, и приезжать в СССР было очень сложно - только по приглашению или по туристической путевке, а приехав в Ленинград, нельзя было удаляться более, чем на 40 км от города. Звонить по телефону можно было только по заказу разговора.
Но тут грянула Перестройка. Все запреты пали. К 1991 году коммунистов уже презирали, они и скрывали, что они коммунисты, уже вовсю была частная (или кооперативная) собственность. Тут, однако, случился ГКЧП, и представился самый удобный случай расправиться с прошлым. Не расправились.
А тогда утром 19-го я был в селе на Полтавщине. Утром ко мне в комнату врывается мама и злорадным голосом говорит: «вставай скорее, в Москве переворот, твоего Горбачева арестовали».
Я встал, вышел во двор, стал слушать радио. По «Свободе» шли еще нормальные новости. Вдруг они были прерваны, и сообщили об аресте Горбачева и о путче. Потом последовало знаменитое выступление
Владимира Матусевича (глава русской службы, 1937-2009) «Простите, Михаил Сергеевич», где он трактовал переворот крайне пессимистично и считал, что произошел окончательный возврат к СССР. Очень не понравилось это выступление Матусевича. Да не казалось тогда, что всё это «цирк» и «фарс», как многие теперь пишут. Но какая-то интуиция подсказывала, что будет дальнейшее развитие событий, что так просто это не останется. И вот у меня была внутренняя уверенность, что этот переворот провалится. Где-то я читал предсказание, что коммунизм в России будет держаться столько, сколько примерно составляет продолжительность жизни в этой стране.
Всё равно все были удручены. Люди в селе в раз помрачнели, замкнулись. Телевизора у нас не было, так что «Лебединое озеро», которое без конца крутили, мы не видели. Вечером пошли на телевизор к соседям. Увидели вот эту дикторшу
Шебеко Веру Алексеевну (она жива, ей 83 года), которая зачитывала постановление путчистов.
Уже позже, спустя годы, она, помнится, вспоминала, что читала этот текст и якобы глазами посылала людям знаки несогласия с происходящим. Я не заметил этого. Люди, у которых мы смотрели телевизор, никак не комментировали то, что происходило. Вообще ничего не комментировали. Замкнулись.
Мы с приятелем (он из Мурманска) поехали в тот день в райцентр Лохвицу и посидели в ресторане, выпили там прилично, вернувшись в село, еще добавили. Так и закончился тот исторический день.
См. также:
День, когда был объявлен ГКЧП 25 лет тому назад Двадцать лет назад был путч Украина и ГКЧП 19 августа 1991 г. День, когда всё выиграли и всё проиграли
Free Website Counter