Тоже наша мерзопакость была. Якобы мы опередили на два часа ФРГ, которая собиралась захватить эту страну. А мы спасли ее. Так рассказывали тогда. (Борис Ельцин официально принес извинения за советское вторжение.) А люди были поганые, я помню. Большинство либо молчало, либо оправдывало вторжение. Отношение к Чехословакии было своего рода индикатором порядочности. Если выступал против, то такого можно было считать приличным человеком. К сожалению, большинство людей оказались неприличными. В те времена многие поссорились, причем основательно и окончательно. Поддерживать отношения с людьми (и с родственниками!), которые были за СССР, было невозможно.
Но в то же время в СССР было немало ненавистников советского строя и немало людей, поддерживавших Чехословакию. Но тайно. Это уже было осенью. Выпустили документальный фильм о событиях в Чехословакии, и о нем сразу зашептались. Автор фильма использовал «метод широкого цитирования противника» - так это тогда называлось. Т.е. показал много того, что не должен был увидеть советский зритель. Показал протестную толпу, горящие советские танки, также проскочили высказывания чешских политиков.
Фильм шел в кинотеатре документальных фильмов «Знание» на Невском, я за часа три купил на него билет, т.к. знал, что попасть в кинотеатр будет трудно. Прихожу к началу, курю перед входом. Ко мне подходит мужик и просит продать билет. «Да зачем вам этот фильм, там ерунда какая-то, продайте билет мне». Не отвязаться было от него. Еще кто-то просил. Потом стояла уже толпа, спрашивающая «лишнего билетика». В кино публика была своя, особая, понимающая друг друга по взглядам. Собрались единомышленники.
См. также:
50 лет назад: советское вторжение в Чехословакию Чехи: народ, который не воюет
Free Website Counter