постнетеистичний мистицизм

Jan 25, 2012 10:41

Четвертый раздел определяет место переживания самодостаточности религиозно-мистических откровений в структуре знания, способы получения и методы познания исследуемого феномена, его социальный статус. Структура знаний, в границы которых вписывается опыт самодостаточности религиозной духовности как естественное явление, определена. Составляющие этой структуры формируются при определении следующих явлений: 1) экстаз (интаз) как высшая степень положительного эмоционального реагирования, когда человек испытывает состояние счастья как явление самодостаточности, 2) самоподив (самоздивування) как приостановление активности человека, то есть то, что делает ее самодостаточной, если рассматривать активность как следствие самонедостатности, 3) озарение (вдохновение) как креативный момент, который дает новизну для процесса самоздивування, процесса самозаполнение лица.Используя эту структуру, можно определить, что розширенисть и наполненность новизной восприятия у человека влияют на процессы познания.
Возникновение такого сложного комплекса чувственной сферы как состояние самодостаточности религиозной духовности, характеристики которого дает теология, связывается с компенсаторными изменениями при становлении личности. Наступает период в жизни человека (переход к зрелости), когда инстинктивность и рефлексивность не действуют гармонично, а между сознательным и бессознательным отсутствует равновесие, не указывает на то сверхъестественное в этих процессах. И только с годами, с прохождением определенных стадий, сопровождающихся состояниями самодостаточности, человек может достичь в какой-то степени равновесия и гармонии, через трансформации собственных душевных состояний. Подобные процессы раскрываются при символических описаниях в религии и мистицизме.Исследователи теологии и мистицизма указывают на творческие периоды и озарения по достижении определенного возраста (Э. Руссель "Духовное совершенствование в современном даосизме"), пытаются определить место исследуемого феномена среди других явлений, раскрывая естественность процесса, а следовательно, отсутствие сверхъестественных сил.Уравновешенное состояние психики может возникнуть как следствие ряда различных состояний в процессе перемен: от состояния конфликтности с самим собой до состояний ясного сознания, озарение и просветление, до творческого начала в человеке (Э. Эриксон "Идентичность: юность и кризис"), к нахождению себя за особого восприятия, когда отсутствует сенсорная подавленность, что влияет на познание мира человеком. Этот момент носит активный характер и, в условиях модерна, конституируется в таких понятиях, как "протрезвление", "спонтанная кристаллизация и обогащение души", а также творческий порыв, вдохновение (А. Маслоу), озарение (А. Уотс), которые сопровождаютсясостоянию самодостаточности.
Previous post Next post
Up