Jan 23, 2012 11:09
возникает в силу высокой степени спонтанности состояния самодостаточности. Но мистические переживания, которые имеют характеристики опыта самодостаточности, имеют ряд онтологически-сущностных особенностей (целостность сознания, бесстрастие, спокойствие и т.д.), которые возникают спонтанно при работе компенсаторных механизмов. Отсутствие равновесия сознательного и бессознательного в человеке при его развитии нарушает целостность личности и актуализирует состояние самодостаточности как спонтанность, которая нивелирует раздвоенность личности и которая появляется при определенном уровне чувственности. В религиозной культуре и культуре мистицизма эта чувственность является ценностью. Ценностью является и сама целостность личности. Но эта целостность не достигается специальной мистической практикой, и в этом лежит основное отличие "мистического" и "самодостаточного".
В третьей части раздела показано, что трансцендирования - это переход через повседневное состояние бодрствования в сферу трансцендентных, т.е. особых, высших состояний сознания, в том числе и самодостаточных. В религиоведческие мысли и теологии формируется идея о том, что трансцендентные состояния нельзя рассматривать как однородное явление.Трансцендентный переход предполагает некий толчок или стимул. Учитывая вышеизложенное, эти состояния можно определенным образом классифицировать (например, состояния за пределами повседневного опыта: состояния в экстремальной ситуации, лицом к лицу со смертью, состояния крайней покоя на лоне природы). Но в неотеологии и неомистицизми постнетеистичного характера формируется идея о самодостаточности мистического опыта как трансцендентное, что связано с независимостью от влияния внешних стимулов (Д. Кришнамурти). Итак, трансцендентное, которое включает момент самодостаточности мистического опыта, это переход, который не зависит напрямую от тех или иных стимулов, приводящих к нему. То есть это независимость от специально устроенной атмосферы экстремального напряжения или покоя, что присуще мистическим организациям, монастырском жизни и проч. в религиозной культуре.
Среди трансцендентных состояний есть и самодостаточные состояния, сопровождающиеся ясностью сознания и которые не вызваны непосредственно провоцирующим агентом, что затрудняет детерминацию самого феномена переживания самодостаточности, расширяя влияние тех или иных агентов среды (природных и социальных), превращая проблему в экологическую и даже патологическую, если предположить определенный уровень стихийности явления и полное многообразие воздействий. Если говорить об аномальной бдительность и аномальную ясность сознания, то есть об аномальности состояния самодостаточности, потому что ему присуща бдительность и ясность сознания, возникает необходимость проанализировать исследуемый состояние в соотнесении его с патологическими явлениями психики человека (К. Ясперс).