Печальная статистика смертности на дорогах России

Jun 01, 2020 17:23

В ноябре прошлого года мы выпустили книгу, рассказывающую о том, что нужно поменять в современных ПДД, чтобы они стали не просто регулирующим документом, а позволяли участникам движения комфортно взаимодействовать друг с другом, а не воевать на дорогах за пространство. Раз в неделю будем выпускать специальный пост с подробностями из каждой главы.



Электронная версия доступна тут: Probok.net/pdd

Одной из самых важных проблем трафика является смертность на дорогах. Сама поездка может быть неудобна, правила не логичны, штрафы высоки, но смертность бросается в глаза сваими последствиями. А ведь еще и трамватизм. Всего на дорогах России в 2019 году погибло 16.9 тыс человек и около 200 тысяч получили различные травмвы.



Согласно статистике ВОЗ, ежегодно во всем мире более 1.2 млн человек погибают в ДТП, а еще 20-50 млн получают травмы. Прогноз ситуации неутешительный: если в 2004 году аварии занимали 9 место по смертности, то, по прогнозам на 2030 год, ДТП станут пятой причиной летальных исходов:



Примечательно, что более 90% случаев смерти на дороге приходятся на страны с низким и средним уровнем дохода (к последним, напомню, относится и Россия). У нас в стране статистика печальна: согласно данным ГИБДД, в 2018 году на дорогах федерации погибло более 18 тысяч человек:



Смертность на дорогах в 2019 году снизилась, однако говорить о положительной динамике рано. Прогнозы показывают, что в ближайшие годы летальные исходы на дорогах страны возрастут, как только восстановится экономика и наладятся другие процессы. Для тех, кто не понимает причин скажу, что мы до сих пор не оправились от кризиса 2008 года. В прошлом году в России было куплено на 1 млн (!) автомобилей меньше, чем в 2008 году. Как только выйдем на нормальный уровень развития экономики - поползут и аварии вверх, увы.



Кто же погибает в российских ДТП? Почти каждая третья смерть на дороге - это смерть человека, никак лично не связанного с управлением авто. В 2018 году из-за аварий погибло 5299 пешеходов, 370 велосипедистов и 869 детей. Для сравнения: водителей погибло 7443, а также 4990 пассажиров.

ВОЗ сравнивает статистику смертности с уровнем дохода населения; так, согласно данным организации за 2018 год, безусловные "лидеры" по смертности на дорогах - африканские страны с ожидаемо низким уровнем дохода. Там показатель смертности составляет 35.9 чел на 100 000 населения. В России в авариях умирают 12 человек на 100 000 населения. Казалось бы, не такая пугающая статистика. Однако куда более наглядно ситуацию с безопасностью описывает сравнение числа смертей с числом автомобилей.

И тут нам похвастаться нечем:


И дело не просто в экономике. Да, чем богаче страна, тем дороже смерть человека и ее жизнь начинают лучше ценить, растут страховые выплаты, поэтому проще эту жизнь сохранить. У нас же жизнь человека ничего не стоит. Но еще и вопрос управления, чем страна богаче - тем больше развиты институты, системы сдержек и противовесов, демократия. Именно поэтому программу нулевой смертности придумали в благополучной Швеции, где ситуация и так неплохая была, а не в Сомали, где она ужасна и 10 лет назад, и сейчас.

Стоит отметить, что на данные о смертности влияет множество факторов. Один из ключевых из них - стандарты, регулирующие взаимоотношения между участниками движения, или, попросту, правила. Некоторые положения из них совсем не улучшают безопасность, а, напротив, приводят к росту погибших. Иногда именно следование правилам приводит к жертвам на дороге. Что именно стоит изменить в российских правилах - читайте в следующих постах.

А пока, мнение эксперта:



Пока вы читали этот пост, в мире погибло 15 человек в ДТП.

Подписывайтесь на Пробок.нет в соцсетях:







ПДД, предложение

Previous post Next post
Up