21 сентября 2016 года прошло заседание Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Одной из важных тем, которую обсудили, была качество дорог и безопасность дорожного движения. Наконец-то перед Минстроем поставили задачу ускорить принятие стандартов, позволяющих строить дороги с использованием современных материалов.
Укладка бесшовного асфальтового полотна на Тверской
Также на заседании обратили внимание на участки дорог, где из-за ям и колдобин, отсутствия отбойников, разметки или предупреждающих знаков из раза в раз случаются ДТП со смертельным исходом. Сам президент призвал заняться их ликвидацией.
Но как у нас ликвидируют опасные участки? Прогремевший на
весь мир перекресток Серпухова, где постоянно происходят ДТП и на котором мэр города видит лишь «небольшие проблемы», оборудован камерой, а не светофором. Или другой источник новостей, связанных со смертельными ДТП, - Кутузовский проспект, где практически каждую неделю происходят лобовые столкновения. Как здесь борются со смертностью? По факту - никак. Хотя тот же Пробок.нет
неоднократно предлагал установить там отбойник, причем в различных вариациях.
А сколько у нас по стране нерегулируемых переходов через 6-8 полос? Только в Москве их
больше 30, и самый известный из них расположен прямо под стенами Кремля на Москворецкой набережной:
Такие переходы, особенно в центральной части города, нужно обязательно сохранять и делать регулируемыми (можно с вызывной кнопкой). Во-первых, это удобно водителям, т.к. не нужно резко тормозить и пропускать пешеходов на грани фола, а во-вторых, правильно настроенный светофор делает движение более равномерным, а значит борется с пробками. Ну и пешеходы, конечно же, выиграют.
Но установка светофора - довольно дорогое мероприятие на 2-3 года. Поэтому можно было бы начать с
зигзагообразной разметки. Она уже доказала свою эффективность в
Англии - родоначальнице применения такого способа успокоения трафика:
Положительная динамика снижения количества ДТП при применении такой разметки настолько показательна, что вслед за Англией подтянулись
Америка и
Таиланд! А что же у нас?
А у нас вместо решения проблем с применением современных способов успокоения трафика предпочитают ликвидировать «источник проблемы». Если это аварийно-опасный поворот/разворот, то его закрывают отбойником. Ликвидация опасного участка? Конечно! А то, что придется наматывать по 2-3 километра, чтобы добраться до дома или работы, никого не волнует. Если же речь идет о нерегулируемом переходе, то с ним давно никто не церемонится, особенно в регионах России. Опасный переход? Ликвидировать!
За городом ситуация не лучше. Нерегулируемые пешеходные переходы на скоростных шоссе давно стали нормой. Вы когда-нибудь пробовали перейти Ярославское или Минское шоссе? Очень увлекательное мероприятие. Особенно если вы с двумя маленькими детьми или пожилой человек с ведром яблок…
Как предлагается ликвидировать эти участки? Правильно, установкой забора. В современной России заборокилометры - основной показатель безопасности на дорогах. Чем он выше, тем лучше статистика. И не важно, что через эти заборы не то, что молодежь, даже бабушки научились лазить.
А есть ли вообще решения с человеческим лицом в таких местах? Конечно! Можно, как минимум, сделать островок безопасности и сузить полосы за 150-300 метров до перехода, чтобы водители, почувствовав зрительный дискомфорт, интуитивно сбавили скорость. Это решение не для скоростных трасс, а для небольших загородных дорог, подходящих к населенным пунктам, но у нас и такого не встречается.
Также можно применить шоссейные вариант зигзагообразной разметки, как это сделали на трассе в США:
Пешеходный переход, соединяющий две части рекреационного парка, расположен посреди трассы в Бельмонте, США.
Особых финансовых вложений такой способ успокоения трафика не требует, а значит, подойдет даже «бедным» регионам. В идеале, конечно, на всех российских широких и/или скоростных загородных трассах нужно делать внеуличные переходы с инфраструктурой, доступной для маломобильных граждан. Но их строительство точно потребует огромных финансовых вложений и непонятно, сколько времени. А люди гибнут здесь и сейчас. Поэтому можно хотя бы начать с применения недорогих и современных способов ликвидации опасных участков. Сначала разметка,
доказавшая свою эффективность в улучшении дорожной обстановки, затем островки безопасности, умные светофоры и прочие средства, зарекомендовавшие себя в других странах. К сожалению, обычно, чиновники, принимающие решения сами ими не пользуются, поэтому эти решения зачастую так неудобны.
Какой способ борьбы с опасными участками вам наиболее симпатичен? Или 23 000 погибших это естественный отбор, поэтому делать ничего не нужно?