Совсем недавно нам казалось, что сужение Пятницкой и Маросейки - это утопия. Парк автомобилей увеличивается, а власти города вместо того, что расширять улицы, начали их сужать. Конечно,
ошибочно полагать, что широкие дороги разгрузят город. Но и совсем нереально представить, что 60% автодорог в Москве будет закрыто и отдано под общественные пространства. Но именно так и планируют поступить власти Барселоны! Буквально через 4 года каталонская столица превратится в систему пешеходных островов, или суперкварталов, отданных в распоряжение местных жителей и туристов.
Откуда взялась такая «дикая» идея? С одной стороны, это связано с плохой экологией и шумом, раздражающим жителей (впрочем, надо понимать, что она не в сравнении лучше, чем у в нашей столице). С другой стороны, корни нового генплана лежат в революционных идеях Ильдефонса Серда, предложившего квартальную застройку еще в конце 19-го века. Знаменитый на весь мир район Эшампле - дело рук И.Серды.
Район Эшампле похож на решетку: все дома одинакового размера, а улицы параллельно-перпендикулярны. По замыслу Серды, внутреннее пространство каждого дома должно было быть отдано под сады или скверики, где жители смогли бы коротать время и прятаться от знойного испанского солнца.
С ростом автомобилизации квартальные улицы постепенно заполнились машинами. Круглосуточный шум и проблемы экологии вышли на первый план. Согласно исследованиям, ежегодно в Барселоне, чье население составляет всего 3,2 млн. человек,
преждевременно умирает порядка 3500 жителей. Несмотря на все усилия властей, улучшить экологию пока не получается.
Также город сталкивается с большим количеством ДТП. За 2015 год их
случилось 9 095, из них 27 - со смертельным исходом. Сидячий образ жизни и отсутствие зеленых сквериков для прогулок уже привели к тому, что каждый пятый ребенок страдает от ожирения.
Вообще надо заметить, что в районе Эшампле ситуация с зеленью удручающая: на одного жителя приходится всего 1,85 м2 зеленых насаждений. Да и по всей Барселоне цифра не очень-то: 6,6 м2/чел, при том, что ВОЗ рекомендует хотя бы в 1.5 раза больше. Т.е. по зелени Барселона ближе, скорее, к Токио (3 м2/чел), чем к Лондону (27м2/чел) или Амстердаму (87,2м2/чел). (Интересно, а как обстоят дела в Москве?)
В попытке изменить удручающую ситуацию и был разработан революционный план по резкому сокращению автодорог и увеличению общественных пространств. Район Эшампле станет пилотной зоной для реализации концепции суперкварталов.
По проекту суперквартал внутри Эшампле будет состоять из 9-ти существующих кварталов. Транспортные средства, включая мопеды, смогут ездить только по периметру суперквартала (черные линии). Исключение сделают лишь для резидентов или владельцев бизнеса. Скорость передвижения по зеленым линиями на любом виде транспорте будет ограничена до 10 км/ч (сейчас это 50 км/ч в целом по городу и 30 км/ч - в особых зонах с большим количеством пешеходов).
Чего добиваются власти Барселоны, спросите вы? Снижение автомобилепользования на 21% за счет развития маршрутной сети общественного транспорта, новых пешеходных зон и более разветвленной системы велодорожек. Сальвадор Руэда, глава Агентства по городской экологии и один из авторов проекта, обещает удобные остановки общественного транспорта в радиусе 300 метров от любого дома внутри суперквартала и тактовое расписание.
Автобусная остановка с антикарманом
По словам Руэды, каждый суперквартал - это небольшой город со своим характером. Нужно суметь организовать жизнь суперквартала таким образом, чтобы всё необходимое у жителей всегда было под рукой.
Кстати, вот и мини-вафельница
Руэда возмущен тем, что сейчас слишком много пространства принадлежит машинам, хотя количество поездок, совершаемых на них, составляет всего 20% от общего числа перемещений по городу. Руэда уверен, что организация суперкварталов изменит сложившуюся (несправедливую) ситуацию.
Неужели в Барселоне никто не противится революционным планам властей, в отличие от той же Москвы? Это не совсем так. Многие бизнесмены не разделяют нововведений и грозятся свернуть свой бизнес, если власти закроют улицы для автотранспорта. И не важно, что в той же Грасии, по сути, действующем суперквартале, жизнь кипит от рассвета до заката.
Наконец, сколько же стоит урбанистическая революция в отдельно взятом городе? Цифры звучат разные. Так, на реорганизацию улиц (изменение дорожного движения, установка знаков и т.д.) планируется потратить около 10 млн. евро. Еще 15 млн. евро уйдет на обновление маршрутной сети общественного транспорта и порядка 35 млн. евро - на велодорожки. Авторы проекта утверждают, что в общей сложности будет потрачено всего 60 млн. евро.
Вообще, хорошо, что подобные проекты проходят обкатку в других городах, и Москва в самом ближайшем будущем сможет увидеть, насколько успешны такие нововведения. В любом случае, тенденции в развитии городов очевидны - фокус внимания от пешехода вообще смещается к удобству жителей города, его комфорту и даже счастью (уровень которого уже начинают замерять социологи).
Как думаете, сможет ли Москва закрыть или ограничить часть своих улиц (кварталов) и не устроить транспортный коллапс. Что это может быть за место, территория внутри Бульварного/Садового кольца?