Vision Zero - шведская программа безопасности дорожного движения, которую разработали в 1997 году, когда на их дорогах погибли 541 человек. Для сравнения в России в том году погибло 27 700 человек!
Базовым принципом программы является недопустимость дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом. Данный принцип ещё называют принципом «нулевой терпимости», согласно которому, нельзя относиться к смертям на дороге как к неизбежному злу, связанному с автомобилизацией.
Основной подход программы к этой проблеме призван снять с водителей основную вину за смертельные происшествия на дорогах, сделать так, чтобы в решении проблемы участвовали и те, кто строит и обслуживает дороги, и производители автомобилей. Разработчики программы понимают, что водители - обычные люди и будут ошибаться всегда. Однако необходимо организовать дорожное движение таким образом, чтобы ошибки людей не приводили к смертельным исходам.
Средства достижения результата:
• Перекрёстки с круговым движением. Несмотря на то, что светофорное регулирование вроде как эффективнее, но, как правило, аварии на них приводят к более тяжёлым последствиям, чем на перекрёстках с круговым движением.
• Дороги с разделительным барьером. Решение эффективно предотвращает аварии, связанные со столкновениями встречного автотранспорта. Строительство разделительных барьеров активно ведётся в Швеции с 1998 года.
• Ограничение скорости в населённых пунктах до 30 км/час. По исследованиям учёных, именно скорость в 30 км/час является пределом, при котором большинство пешеходов выживают при наездах транспорта. Власти населённых пунктов Швеции получили полномочия самостоятельно определять участки для введения данного ограничения.
• Очистка прилегающих к дорогам территорий. Для минимизации последствий съезда транспорта с дороги с прилегающих территорий были убраны опасные предметы: камни и деревья, установлены заборы.
• Подробное расследование аварий со смертельным исходом. Все дорожные аварии со смертельным исходом расследуются специальной комиссией. По окончании расследования предлагаются решения, которые бы позволили избежать повторения случившегося.
• Напоминания о ремнях безопасности. Производимые в стране автомобили оснащаются системами напоминания о ремне безопасности, показатель использования ремней в таких автомобилях достигает 100 %.
• Алкозамки. Технология, предназначенная уменьшить количество случаев вождения в нетрезвом виде.
• Фоторадары. Средство контроля над установленными ограничениями скорости на дорогах.
• Велосипедные шлемы. Все дети до 15 лет обязаны использовать шлем при езде на велосипеде.
Программа начала претворяться в жизнь в 1997 году, когда на дорогах гибли 541 человек. На 2012 год, несмотря на рост автомобилизации, на дорогах погибло 286 человек.
Программа признана удачной, поэтому не мудрено, что её стали заимствовать и другие города/страны. Например, Нидерланды, Великобритания и США. В последнем случае, это Сан-Франциско, Портленд, Бостон и Нью-Йорк, о последнем и поговорим конкретнее.
Больше всего дтп с пешеходами происходило в промежуток с 21.00 до 24.00, если в среднем по Нью-Йорку показатель в это время равен 15% от общего числа, то на Манхеттене это 25%. В основном людей сбивают:
Запуск проекта Vision Zero в городе стартовал в январе 2014 в районах Bronx, Brooklyn, Manhattan, Queens, Staten Island. Детально остановимся на Манхеттене. Проводились исследования и анализ. С 2007 по 2012 доля смертей пешеходов в ДТП выросла с 51% до 58%. Также изучению подверглись степень вины каждого участника движения, влияние времени суток на это и так далее.
Выяснилось, что так как остров Манхеттен - густонаселённый район, финансовый и культурный центр, то людей здесь много, поэтому виновников-пешеходов здесь больше, чем в других районах НЙ.
Помимо этого, была проведена большая публичная работа, где опрашивали пешеходов и представителей местных общин. На их основе также был составлен рейтинг того, что не нравится людям. Выяснилось, что в основном людяи жалуются на большую скорость транспорта без предоставления преимущества пешеходам:
А также был создан специальный сайт, где каждый мог высказаться. Таким образом, был разработан общий рейтинг аварийности дорог и перекрёстков, на основе которого были выявлены самые опасные дороги и перекрёстки города:
В частности, было выявлено 2 самых опасных района, один из которых - Чайнатаун:
Итак, подготовительная работа выполнена, места обозначены, что дальше? Строительство многоуровневых развязок и подземных переходов? Нет. Как раз наоборот.
до и после:
Подготовлено порядка 50 инженерных решений для успокоения трафика;
• Создание и регулировка пешеходных фаз на светофорах;
• Настройка светофоров, чтобы избежать высоких скоростей в вечерний час-пик;
• Регулирование времени доставок и разгрузок в районе, чтобы грузовики ездили в то время, когда пешеходов меньше всего;
• Создание защищённых велодорожек;
• Разъяснительно-учебные программы;
• Увеличение камер фото-фиксации;
• Улучшение работы полиции.
Что?! Как!? Да это же не поможет и убьёт движение в городе!
Как видно, некапитальная реконструкция всего одного перекрёстка снизила аварийность на 1/3, при этом не парализовав район:
Пора уже и нашему ГИБДД обратить внимание на новые тенденции и подходы к безопасности дорожного движения, а пока только так, только хардкор:
В прошлом году на ряде улиц Нью-Йорка (небольших улиц, конечно) был установлен скоростной режим в 40км/ч, а также удалось добиться минимального показателя смертности людей на дороге - погибло 132 человека, хотя в 2013 их было 180 (максимально высокий показатель за всю историю, кстати).
В твиттере в таких случаях постят вот такую картинку
В этом году программа развернется по полной, будут также вводиться зоны 30 км/ч, проводится дорожная диета, чтобы сузить полосы и так далее. Сейчас:
А так будет:
Но почему же вся программа крутится вокруг пешеходов? Ответ прос т- это самый незащищённый участник дорожного движения, и если защитить его, то также повысится безопасность велосипедистов и дорожного трафика в целом. Так, предыдущие проекты Нью-Йорка по реконструкциям городских пространств показали снижение аварийности на 22-71%. Помимо того, что каждый горожанин ценен для города, и город обязан идти на встречу каждому, гарантировав безопасность, данная программа также ориентирована на безопасность детей (в НЙ сейчас бэби-бум).
Подробнее о Vision Zero по-ньюйоркски можно подробнее прочитать
в сети, а также
на сайте Департамента Транспорта Нью-Йорка.
В следующий раз, когда чиновники будут говорить о безопасности и под/надземных переходах в одном предложении дайте им леща, спросите, какие расчёты они делали, и почему жуткие капиталисты даже не задумываются о таком решении.
А еще покажите им этот пост:
Пора, очень давно пора и в России перенимать лучшие работающие практики. Как будем доносить это до чиновников?
P.S. Публикация подготовлена на основании поста
gre4ark (
отсюда).