Потому что трамвай не волшебник и сам себе приоритет не обеспечит. Его надо организовать, либо он будет стоять в общей пробке. Это золотое правило подтвердилось и на улице Свободы.
трамваи шестого маршрута стоят в пробках из-за машин, движущихся по путям
Для шестого маршрута специально выделили новые трехсекционные низкопольные трамваи PESA. На них даже не стали ставить турникеты, чтобы увеличить скорость посадки пассажиров и уменьшить время в пути. В итоге эффективность трамвая повышается лишь наполовину. Это как пытаться перепрыгнуть пропасть в два прыжка.
Пробок.нет разработал простую концепцию реконструкции улицы Свободы с обособлением трамвайных путей и обустройством посадочных платформ, как это уже сделано
на Стромынке. Это позволит и трамваю ездить без пробок, и автомобилям хуже не сделать.
Трамвай является самым эффективным видом наземного общественного транспорта. Например, пассажиропоток на маршруте №6 составляет около 50 тысяч человек(!). Для сравнения, средний автобусный маршрут перевозит в день около пяти тысяч людей. Казалось бы, при таких показателях трамваи должны холить и лелеять.
Увы, это еще не все. Автомобили, движущиеся по трамвайным путям, вклиниваются в поток перед двухполосной эстакадой, усугубляя пробку. Тут надо признать, что многие водители, конечно, понимают, что это нехорошо, но пытаются сэкономить хоть немного времени.
Обратите внимание, что на Свободе тоже есть разметка для обозначения остановок не только справа, но и слева на проезжей части (по оси дороги).
Кратко расскажу о сути проекта
Обособление путей будет вестись бордюром и небольшим заборчиком, высотой метра полтора. В соответствии с нормативами, требуется сохранение пространства между трамваем и ограждением шириной не менее 1 метра (для эвакуации пассажиров в случае остановки движения на линии. Вообще это требование кажется очень сомнительным, об этом мы еще напишем). Для сохранения количества полос в основу реконструкции ложится расширение проезжей части на 1,2 метра в каждую сторону, и небольшое сокращение ширины полос.
Понятно, что после обособления трамвайных путей автомобилисты больше не смогут ездить по ним. То есть вроде как у них отнимают один ряд движения. Но с другой стороны, пассажиры трамвая больше не будут вываливаться на проезжую часть под колеса машин, создавая аварийные ситуации и тормозя движение.
Левые повороты
Улица Свободы характеризуется их большим количеством. Сейчас автомобили осуществляют левые повороты с трамвайных путей. Это создаёт помехи движению трамваев, а трамваи, соответственно - машинам, т.к. они движутся в разных фазах.
Машины, ожидающие зеленой стрелки (поворот со Свободы на улицу Циолковского), мешают трамваю ехать прямо, вот яркий пример:
Чтобы устранить этот недостаток, мы предлагаем изменить схему расположения остановок. В настоящее время, все они находятся перед перекрёстками. Мы хотим перенести их к северу от всех перекрёстков со строительством платформ симметрично друг-другу:
Вид сверху:
Это позволяет разместить левоповоротный ряд и остановочную площадку на одной линии без лишних расширений. Такое решение, кстати, позволяет ввести дополнительный левый поворот из центра на ул. Мещерякова (и закрыть окончательно опасный левый поворот из центра на Малую Набережную):
Число парковочных мест скорректируется (из-за необходимости уширения проезжей части), хотя, мы и стараемся сохранить их по максимуму.
Внеуличный переход
Еще одно проблемное место - надземный пешеходный переход в самом начале ул. Свободы. Он, видимо, был призван решить какие-то проблемы с пешеходами, но в результате их только усугубил. Ведь теперь люди вынуждены переходить проезжую часть с нарушением ПДД.
фото
отсюда Надземником мало кто пользуется, так как неудобно. Плюс никто еще не считал пассажиров трамвая, которые после высадки оказываются посреди проезжей части и идут в ту сторону улицы, которая им удобнее. Сносить надземник мы, конечно, не предлагаем, а вот наземный пешеходный переход мы предлагаем вернуть. Хотя, почему нет. Мы предлагаем вообще снести этот бессмысленный и опасный надземный переход. Опасный - потому что он только создает иллюзию, что на проезжей части не могут появиться люди.
В итоге схема реконструкции улицы может выглядеть приблизительно следующим образом (кликабельно):
Сразу отвечу на вопрос, почему мы не предлагаем перенести линию за пределы проезжей части, тем более, что есть место?
Во-первых, дело в цене. Перенос путей обойдется как строительство новой линии. К тому же обязательно вылезут проблемы с коммуникациями. Если там идёт коллектор, ветка газопровода или кабели связи - пиши пропало. Перенос коммуникаций, это примерно от полумиллиарда рублей. Лучше с нуля небольшую новую линию где-то построить, чем издеваться над старой. Тем более, что потребуется строительство нового моста через канал, реконструкция развязки. Безумное количество денег надо потратить.
Во-вторых, у путей есть балансовая стоимость. На Свободе их недавно меняли, они еще лет 7-8 там точно должны лежать. Ну то есть вся наша реконструкция затягивается лет на 10. А что там будет в далеком 2025 году?
В-третьих, это противоречит действующему СНИПу по трамвайным линиям, где указано, что минимальное расстояние от трамвайной лини до жилых домов - 20 метров. На Свободе будет меньше. Добавьте сюда вырубку деревьев и вы поймете, что местные жители будут не просто против, они выйдут с протестами.
Можно тогда все оставить как есть?
Ничего не делать, конечно, проще всего. Однако на Свободе можно сделать образцово-показательную линию, доказав, что грамотное обособление никому не вредит, а только положительно влияет не всех участников движения по улице. Автомобилисты тоже будут в выигрыше, ведь больше не придётся ждать, пропуская выходящих или садящихся пассажиров на проезжей части.
Поддерживаете?