Размышления о реконструкции Мясницкой улицы

Jul 10, 2014 10:14

Без преувеличения, это одна из самых красивых московских улиц, почти не испорченная как сталинской, так и современной застройкой, существующая с XV века. Мы будем говорить об участке от Бульварного кольца до Лубянки.
Это уже вторая совместная работа Пробок.нет и Студии Лебедева, которая подготовила свое видение благоустройста этой улицы в виде эскизов. Мы же, традиционно, занялись организацией дорожного движения и городского пространства.



Конечно, Мясницкая во всех смыслах - прекрасный претендент на полностью пешеходную зону. Множество кафе и ресторанов, магазинов, уютная ширина, постоянно высокие пешеходные потоки. Пешеходный формат ей бы очень пошёл. Но исторически сложилось так, что улица является еще и важной транспортной артерией для въезда в восточную часть центра. И полностью перекрывать ее для движения было бы слишком, по крайней мере в ближайшие несколько лет, когда в центре сосредоточена почти половина всех офисов мира Москвы.

Поэтому мы поставили себе задачу улучшить жизнь пешеходов, не сильно затрагивая движение. Тем более, что по улице двигаются не только автомобили, но и троллейбус. Действовали по той же схеме, что и на остальных наших улицах: сужение полос, расширение тротуаров, карманы для парковки с расширениями на переходах.

Давайте посмотрим более детально, какие проблемы есть на улице и как их можно решить.


Достаточно хотя бы раз побывать на Мясницкой улице, чтобы заметить, что проезжая часть занимает непропорционально большую часть улицы, причем почти вся она занята припаркованными автомобилями. Машины стоят в два ряда и по диагонали, превращая красивую улицу в парковку. Самая жуть творится у Высшей школы экономики, где машины ставят по диагонали в два ряда!



А всё потому что на Мясницкой до сих пор нет платной парковки (по слухам она есть на четной стороне, но никаких знаков и паркоматов нет) и на нее стекаются любители халявы со всех ближайших улиц. К счастью, к концу года обещают устранить этот парадокс и должно стать полегче. Тем не менее, нужно будет упорядочить и платные места, организовав парковочные карманы там, где они не мешают проходу пешеходов.

Самое узкое место Мясницкой - напротив домов 22-24. Здесь ширина улицы составляет всего 16 метров, из которых на дорогу отводится 12, а на тротуары - по 2 метра. На тротуарах установлены знаки, парковочные столбики, ступеньки кафе и банков, то есть реальная, эффективная ширина тротуара не более 1,5 метров для нескольких тысяч человек в часы пик! И в отличие от Маросейки, здесь уже не выйти на проезжую часть, т.к. она занята припаркованными автомобилями.



фотография сделана в 8 утра, когда еще мало людей

Мы предлагаем максимально заузить проезжую часть и организовать парковочные карманы с выступами на переходах.
В самом узком месте тротуары в таком случае расширятся всего на 30 сантиметров, что недостаточно для пешеходных потоков, поэтому на участке от Почтамта до Банковского переулка придется убрать около 20 мест с левой (более популярной) стороны проезжей части. Тротуар тогда будет около четырех метров, что уже лучше соответствует потребностям пешеходов.



фиолетовым цветом обозначено увеличение тротуара

Сейчас так:


А может быть вот так:


Обращу ваше внимание, что это не презентационная 3d модель улицы, а пока просто наброски в виде эскизов

У Высшей школы экономики достаточно широкий тротуар, чтобы оставить диагональную парковку.
Сейчас так:


Наш вариант:


Пожалуй, самое ужасное место на Мясницкой - это развилка с Б. Златоустинским переулком. На ней есть большой направляющий островок, который используется как стихийная парковка. В самом центре Москвы, рядом с прекрасным особняком Черткова (голубой дом слева) и другими красивыми домами, расположен какой-то автомобильный базар из 90-х.



Естественно эту парковку нужно ликвидировать, создав небольшую общественную зону. Достаточно будет разбить клумбу и поставить лавочки, а если размахнуться - можно при желании и возможностях организовать небольшой фонтан, который будет прекрасно смотреться с Мясницкой улицы.



фиолетовым цветом обозначено увеличение тротуара

Помимо этого есть возможность расширить тротуары у развилки.
Сейчас так. Посмотрите на соотношение проезжей части и тротуара. Для справки, немецкое руководство по проектированию улиц рекомендует соотношение тротуаров к проезжей части 30:40:30. То есть по 30% на тротуар и 40% - на проезжую часть. В данном месте Мясницкой соотношение 15:75:10.



После реконструкции соотношение станет куда лучше.



Как видно на эскизах, планируется добавить фонари освещения, урны, возможно озеленение в кадках и лавочки. Если вдруг повезет с коммуникациями - естественно будем предлагать сажать деревья в грунт, но по опыту Пятницкой и Маросейки, вероятность такого варианта не велика. Это всё пока лишь идеи и наброски концепции. Мы уже отдали их в Правительство Москвы на изучение, как дадут ответ - сразу вам расскажем.

Мы уверены, что даже если «причесать» Мясницкую таким образом, без радикальных изменений, она уже станет лучше и ухоженнее. А со временем можно будет подумать и о том, чтобы сделать ее совсем пешеходной или на манер Б. Дмитровки, с одной полосой движения.

Предлагаемый проект организации дорожного движения целиком
от Лубянской площади до Банковского переулка



от Банковского переулка до Бульварного кольца



А вы какой видите Мясницкую улицу? С чем согласны, а с чем нет?

P.s. Спасибо Студии Лебедева за совместную работу. Совсем скоро расскажем, и надеюсь, уже покажем в живую наш первый совместный проект, работа над которым идет уже полгода.

Добавить мой журнал в друзья можно тут.

Мясницкая, благоустройство

Previous post Next post
Up