Москва переполнена ненужными дорожными знаками, уродующими ее облик. Вот яркий пример - на Варшавском шоссе висит аж 32 (!) знака, указывающих, что из этих полос двигаться можно только прямо. А ведь еще для этого потребовалось установить 7 растяжек. Конечно, задача информирования водителей решается проще.
Советское желание предписать каждый маневр приводит к печальному эффекту - в городе на крошечных улицах появляются огромные конструкции. На них удобнее рекламу разместить и заработать денег на установке и обслуживании этих щитов, чем доходчиво и эстетично объяснить участникам движения какие правила действуют по полосам.
Пример
На Малой Тульской улице можно одновременно увидеть, как надо и не надо вешать знаки. Действительно, этот перекресток не из простых и стоит задача проинформировать водителей из какого ряда и куда можно повернуть.
Во-первых, конечно, это решается разметкой и она замечательно видна. Да, иногда она стирается, но все равно огромная стрелка на асфальте не сотрется так, чтобы вы ее не увидели.
Во-вторых, на фото мы видим аккуратный знак движения по полосам, размещенный справа на опоре освещения. На обычной тихой улице знак должен быть только таким. На загородных трассах можно упражняться со знаками любого размера и количества, там это приемлемо, но в столице, тем более в центре - это просто ужасно.
В-третьих, на фото присутствует огромная П-образная опора под указатели улиц. Это ужасно некрасиво и как бы ни было парадоксально, совершенно не информативно. Если вы первый раз едете по этой улице, то ни за что не поймете, как реально вам повернуть на Подольское шоссе и чем такой маневр должен отличаться от поворота на Даниловский Вал (а они сильно отличаются).
Конечно, всегда найдутся водители, которые скажут, что разметка не видна под снегом, но при большом снегопаде и знаки заносит.
Вот вам еще один заснеженный знак. Ни одна растяжка не поможет. И ничего, никакой катастрофы же не происходит, водители не выбегают в панике из машин с вопросом куда же им теперь ехать.
А остановившись на стоп-линии на светофоре, растяжка окажется у вас над головой и вы все равно не сможете на нее посмотреть. Дорожное движение во многом основано на саморегуляции и чувстве самосохранения участников движения, без этого даже 146 знаков не помогут.
Объясню, почему большое количество огромных знаков является проблемой.
Сейчас скажу дикую вещь, но это чистая правда. Никто не знает, сколько в Москве дорожных знаков... Это является секретом даже для Центра организации дорожного движения и ГАИ. Называются примерные цифры от 300 тысяч до 1 миллиона знаков. Просто представьте себе этот разброс! А сколько сил отвлекается на их обслуживание - мойку, периодическое подтягивание растяжек, чтобы не провисали и т.д.
Ладно, если бы все они действительно были нужны. Но ведь в большинстве случаев эти знаки не о чем. Например вот здесь, на Садовом кольце, пять знаков сообщают, что можно проехать только прямо. Возникает естественный вопрос, а куда тут еще можно поехать, кроме как прямо?!
Вот это еще один пример, из моих любимых...
Чтобы показать поворот из одной (!) крайне правой полосы на маленький Хомутовский тупик, залепили целую растяжку и 5 знаков. Как будто водители будут пытаться повернуть из крайне левого ряда, смешно же.
Сравните с Нью-Йорком. Где многочисленные растяжки со знаками? Их нет
Вот это мое самое любимое.
Едете вы по Садовому кольцу и тут над двойной сплошной висит знак "только прямо". Когда-то в этом месте был левый поворот, но его давно отменили и знак лет пятнадцать является лишним.
Это же просто великолепно - 16 знаков, чтобы показать правый поворот на Проспект Мира из двух полос.
Вот правильный пример, как и какие нужно вешать знаки и никакая фура не закроет вам вид.
Оружейный переулок
Но вот 12 знаков впустую портят город.
Такая же история возле Курской
А вот хороший пример с только что реконструированной Варшавки, аккуратный знак и ни один водитель не запутался. Но не обольщайтесь, это не новый стандарт, а недоработка. Скоро тут построят какую-нибудь гигантскую конструкцию, чтобы повесить очередную растяжку со знаками.
Если уж так необходимо обозначить отсутствие поворота на перекрестке, ставится всего один знак, а не шесть:
Садовое кольцо на пересечении с ул. Покровка
Вот он - "Движение прямо" (4.1.1) и вешается под знаком главная дорога.
Даже на маленькой и тихой улице Павла Андреева и то натянули растяжчку...
Хороший пример для подражания из Израиля. Обратите внимание на размеры знаков, и никто не страдает.
Кстати, стоит сказать про еще одну проблему. Имеется явный перебор со знаками "главная дорога".
Во-первых, в этом месте дублировать его бессмысленно.
Во-вторых, я считаю, этот знак на многих городских дорогах просто лишним, например, на том же Садовом кольце. Ведь все знают, что кольцо главное, и выезжая на него, вы должны уступать дорогу. Если едете со второстепенной улицы, будет висеть знак "уступи дорогу" (в простонародье "морковка"). В данном случае приоритет движения регулируется светофором, если он сломается, то из-за высокой интенсивности движения все равно водители будут не на знаки смотреть, а на то, как бы вам в пробке протиснуться на перекрестке. Так что знаки "главная дорога" здесь можно снимать.
Подведем итог. Лишние знаки - это информационный мусор. Они портят внешний вид города и стоят приличных денег (установка, обслуживание). Но главное, лишние знаки отвлекают внимание водителя от действительно нужных знаков. Тем самым, не повышая безопасность на дороге, а наоборот, снижая ее. Любые знаки, разметка или другие средства организации движения должны быть исключительно ориентированы на человека, а не на желание предписать каждый "чих".
Необходимый UPD:
Пост не о загородных многополосных шоссе с отбойниками, обочинами, переходно-скоростными полосами. Мы говорим о городе, где на улицах растяжек и излишних знаков быть не должно, а на магистралях, они должны быть исключительно обоснованы. Более того, большинство водителей просто не замечают, что отсутствие знаков сверху им не мешает поворачивать с Нового Арбата на Садовое.
Или отсутствие растяжки не является проблемой на пересечении Садового и Смоленской ул.
Мы привыкли к плохому и иной раз даже боимся представить, что может быть иначе.