Написать этот пост меня заставил одни из
злобных комментариев в моем ЖЖ:
Жизнь автолюбителей (если так можно назвать уродов, которые накупили говновёдер в кредит на 5 лет, теперь едут как хотят, паркуются где хотят, и считают что им ВСЕ должны) должна ухудшаться… Надо чтобы владельцы личных автомобилей стояли в глухих пробках часами, ходили под себя в памперс и ползарплаты отдавали за свою злобу и тупость.
Я никогда не буду вступать в полемику с откровенными идиотами (как идущих пешком, так и сидящих за рулем). Но, к сожалению, даже среди вменяемой и думающей части читателей (коих, конечно, большинство) иногда проскальзывают идеи «прижать всех автомобилистов к ногтю». При этом, абсолютно забывается, что автомобилем зачастую пользуются не от хорошей жизни, а от безысходности. Да, да. Именно так.
Ведь общественный транспорт (ОТ), в принципе, не в состоянии обеспечить все необходимые перемещения.
Профессор Вукан Вучик, автор книги "Транспорт в городах удобных для жизни" на фоне своего дома и машины (фото Максима Каца).
Маршруты ОТ строго определены и зачастую не совпадают с потребностью конкретного горожанина, ибо они призваны обеспечить некую усредненную потребность в перевозках. То есть, он принципиально не способен обеспечить приемлемое время и качество для перевозки 100% населения. Наша гордость - метрополитен, который очень хорошо справляется с задачей доставки миллионов людей с окраин Москвы к ее центру. Но, к сожалению, далеко не все станции подземки находятся в пешей доступности. И теже миллионы людей вынуждены сначала ехать к метрополитену на автобусах, маршрутках и электричках.
Если для поездок в центр пользование ОТ вполне приемлемо, то для перемещения с одной точки окраины Москвы в другую люди вынуждены совершать по 2-3 пересадки между разными видами ОТ. Помимо того, что это крайне неудобно для пассажиров, это приводит еще и к ненужному трафику. Например, поездка из Бибирево в Тушино на общественном транспорте отнимет у вас около часа (если конечные точки вашего маршрута находятся у станций подземки), а то и все два (если до и от метро нужно будет ехать на автобусе). При этом, вы обязательно проедете через центр города, хоть вам это абсолютно не нужно. На машине вы проедете это расстояние минут за 20-30. Это, к сожалению, не единичный пример, а правило.
От Бибирево до Тушино на ОТ (слева) и автомобиле (справа)
Развитие общественного транспорта сильно не улучшит эту ситуацию. Прямой автобусный маршрут из Тушино в Бибирево будет мало заполнен из-за низкого спроса, поэтому никто его вводить не станет. Еще раз повторю, что такая ситуация носит далеко не единичный характер. Поэтому автомобиль является неотъемлемой частью транспортной системы любого города.
Профессор Жан-Клод Зив, эксперт в области транспорта, ныне, к сожалению, покойный (фото Максима Каца,
отсюда)
А это дом и машина Жан-Клод Зива. Если верить Кацу (а у меня нет основания ему не верить), профессор был большим сторонником личного транспорта. Цитирую Максима: когда он встретил меня на вокзале и узнал, что мне утром надо быть в аэропорту Марселя, мы пошли в Hertz и до того, как я успел достать права, он уже что-то там такое намутил, что у нас оказалось две машины, одну из которых бесплатно можно сдать в Марселе, причём обе оформлены на него, а я там как второй водитель (
отсюда).
Для завершения поста мне нужна фотография самого Каца с автомобилем) Присылайте в комментарии. UPD:
Макс, ты же не обидешься на меня?)
Естественно, это не значит, что личный транспорт способен полностью заменить общественный. Наоборот, если все поедут на машинах, то город встанет в пробках и никто никуда не попадет. Когда говорят о преимуществах ОТ, любят приводить в пример такую картинку.
для перевозки 60 человек нужно 50 автомобилей (средний коэффициент заполнения машины 1.2), или один автобус
Это очень правильная картинка. Однако она верна только в том случае, когда вам нужно перевести большое количество пассажиров из одной точки в другую. А если этой группе людей нужно в 10 разных мест? Потребуется уже 10 автобусов. А если в 20? Согласитесь, что если добавить на третью часть фотографии еще 19 автобусов, то ОТ теряет свое преимущество.
Нужен разумный баланс между пользованием общественного транспорта и личного.
По данным департамента транспорта:
88% москвичей пользуются общественным транспортом и только 12% - это автомобилисты. В Нью-Йорке, например,
около 30% горожан совершают ежедневные поездки на автомобилях. Сравнивая эти две цифры, сложно признать, что автомобилепользование в Москве носит избыточный характер. Поэтому, я не верю, что у нас всего 12% пассажироперевозок осуществляется на личном транспорте. Полагаю, что эта цифра сильно занижена. В Москве можно заметно сократить использование автомобиля, однако для этого необходимо развивать общественный транспорт, прежде всего метро и электрички. Но это тема для отдельного поста и даже не одного.
Подводя итог теме использования автомобиля в Москве, скажу, что для массовых перевозок людей в центр и обратно надо использовать общественный транспорт, так как только он способен справиться с большой нагрузкой. Попытка организовать возможность поездки всех желающих в центр на личном транспорте обречена на провал. Поэтому я горячо поддерживаю
введение платных парковок внутри Бульварного кольца. Ибо массовый приезд людей на машинах в центр столицы - это и есть то самое избыточное автомобилепользование, с которым надо бороться. Оданако, как я уже говорил, поездка на общественном транспорте с множеством пересадок никогда не сможет конкурировать с перемещением на личном автомобиле.
Уважаемые автомобилисты и уважаемые пешеходы/пользователи общественного транспорта, давайте жить дружно. Ведь, на самом деле, нет никакого разделения на две враждующие группировки. Мы единое целое. Автомобиль есть уже практически в каждой семье. И один и тот же человек едет, например, из Митино в центр города на общественном транспорте (метро), но в Куркино он поедет уже на машине. При этом, мы все являемся пешеходами, ведь даже отъявленный автомобилист начинает свой путь от дома до машины пешком.