Папуа-Новая Россия. 11. Блеск и нищета российского чайного прилавка

Apr 07, 2012 22:09

Чай не водка - много не выпьешь (русская народная мудрость).

gorojanin_iz_b
gorojanin_iz_b

       Папуа-Новая Россия. 11. Блеск и нищета российского чайного прилавка
gorojanin_iz_b4 июля, 2011

ЧАЙНЫЙ РЯД: "ВЕНИК" В МИШУРЕ

Разговорились мы в электричке с одним мужиком. Лениво стучали колеса. За окном хороводили березы. Шла типичная беседа "за жизнь", обо всем и ни о чем. И мужик выдал фразу, которая в момент вытряхнула из дремотного состояния, навеянного неспешным кружением. Ценители чая (к каковым относится большинство творческих людей, и представители "второй древнейшей", понятное дело, в их числе) поймут почему. Разговор касался работы. Повезло, мол, делился собеседник, платят хорошо и дело несложное:

- Вчера вот "Принцессу Канди" фасовали, сегодня "Нури"...

- А еще что фасуете? - взыграла журналистская кровь.

- Да все, - и последовал длинный перечень всенародно известных марок. -

Рекламу смотришь? Какая по телевидению пошла, такие и к нам пошли заявки.

ФАЛЬШИВЫЕ АРОМАТЫ ЧАЙНОГО "ПОДПОЛЬЯ"

О том, что вообще-то "принцессы" фасуются в Шри-Ланке, "Вдохновение" - в Омске, а "те самые" со слоном, как и подавляющее большинство остальных "раскрученных" марок - в Белокаменной, попутчик, рядовой труженик подпольного чаеразвесочного цеха, едва ли догадывался, а скорее всего просто не думал. Ему это неинтересно, а сам он пьет чай под выпечку, с сахаром, подкрашивая кипяточек заваркой. В отличие от нас, людей в "чайном вопросе" разборчивых, к букетам-ароматам чувствительных и без малого 5 лет страдающих от отсутствия в магазинах сколько-нибудь приличного чая при невиданно богатом ассортименте.

От обилия индийского и цейлонского чая рябит в глазах. Кошачье и хоботное зверье на упаковках все новых и новых марок плодится так, как, наверное, у себя в джунглях никогда не плодилось. На экранах люди с улыбками шире лиц испытывают от "изысканных ароматов" оргазмические удовольствия. А в жизни найти действительно хороший чай - крепкий, ароматный, бодрящий - почти невозможно. На поверку вся изысканность новых и изрядной части проверенных старых марок сводится к ароматам веника с тонами залежалого мыла, какие бы ухищрения ни использовались при заваривании. Вкусовые рецепторы не обманывают. Нынешний чайный рынок России - настоящая свалка мусора, никому в мире больше не нужного, сколько бы этнографических костюмов ни показывали нам в роликах и на пачках. Время блестящих упаковок и убогого содержимого. "Веник" в мишуре.

Так что порадуемся за человека - не на каждой работе дают хорошие деньги в конверте в неделю раз, и попытаемся разобраться в чайном вопросе. Если для вас чай - это все, что мутит воду в сопровождении сахара, лимона, травок, то не тратьте время. А если это добрый друг, верный спутник и соавтор творчества, напиток, призванный радовать как телесную, чувственную сторону вашего "Я", так и душу нетленную, - то вперед, будем разбираться.

О "подпольщиках"-водочниках знают все - если не из личного опыта отличающихся особой тяжестью "пост-паленых" страданий (хотя есть ли в России гражданин, ни разу не испытавший свое "утро стрелецкой казни"?), то из статей и репортажей об очередных обнаруженных цехах, выявленных складах, арестованных партиях. В канун повышения цен, а также в рамках нынешнего политического пиара нам регулярно показывают отважных архаровцев в камуфляже и в масках, лихо укладывающих лицом в пыль какого-нибудь бедолагу-сторожа подпольного цеха. "Водочное подполье" неизменно на виду, оно - эпицентр общественного внимания, перекрестье заинтересованных взглядов государства, потребителей, медиков, коммерсантов, "силовиков", мафии, легальных и нелегальных производителей. О других отраслях обширного пищепромовского "подполья" мы почти ничего не знаем, многие даже думают, что их нет, раз про них в газетах не пишут. Между тем, сегодня в перерабатывающей отрасли едва ли вообще найдется сектор, свободный от "подпольщиков". И такой стабильно востребованный товар, как чай, разумеется, не исключение.

Если объект материален (а что может быть материальнее продовольственного товара определенной группы), он отбрасывает тень, место, которое не высвечивается ни налоговыми, ни другими органами. Это - как ни относись к бессмертному учению - диалектический материализм нашего с вами полурынка.

ПОЧЕМУ О "ЧАЙНОМ ПОДПОЛЬЕ" В ГАЗЕТАХ НЕ ПИШУТ?

Причин, по которым ни массы, ни органы не проявляют интереса к "чайному подполью", несколько. Во-первых, "паленый" чай для здоровья не вреден - от вкуса "веников" с ароматами "лежалого мыла" никто не умирал.

Второе: товар не акцизный. Бюджет не в накладе, стало быть, и у государства нетособых причин для рвения. "Какой чай? С водочниками бы справиться!" - ответствовали в ОБЭПе одному из производителей, вознамерившемуся очистить торговые ряды Алтая от фальсификатов его продукции после того, как он своими силами выявил места производства и реализации фальсификата и ткнул сотрудников упомянутого органа в данные художества носом. Далее, производители большей частью нездешние - ну каким, скажите на милость, московским, ланкийским, индийским фасовщикам придет в голову затевать долгую дорогую тяжбу в каком-то Барнауле, чтобы добиться символического наказания за поругание авторских прав на торговую марку? Или, того лохмаче, ввязываться в неправовые действия? Дураков нет, и производители, единственная (помимо ценителей) страдающая сторона, вынуждены с "паленщиками" мириться. Далее, в последние 5 лет качество у большинства "раскрученных" марок настолько упало, что разницу с "паленым" аналогом обнаружить едва ли возможно; чая высшего сорта, который только и считается чаем в остальном мире, на наших прилавках почти нет, какие бы красивые словеса ни писали на пачках. Наконец, благоприятствует "подпольному" бизнесу вековая российская традиция пить чай с медом, лимоном, кипятком, разной мятой-душицей и изрядной порцией сахара, что с точки зрения ценителей - настоящее варварство (а статья на этот раз - для ценителей, как вы уже поняли); так что кроме зэков и творческих людей каких-то других больших групп населения, способных оценить качество и отличить чай от мусора, в потребительской среде нет. Любители - есть, но для огромной части покупателей вопрос о "паленом" чае неактуален.

Вот почему "паление" чая - дело хоть и не сверхдоходное, но надежное, а главное, безопасное. "Классическое" "подпольное" предприятие, где снабжением занимаются одни люди, производством другие, реализацией третьи, склад и цех в разных местах, а ответственные за свои "участки" друг друга не знают (так страхуются от негативных перемен в биографии серьезные "водочные" бизнесмены), в "чайном деле" - излишество. Привозят мешки, печатают упаковку, забирают продукцию, платят рабочим те же люди, плевать хотевшие на госорганы и частных "секьюрити". В Барнауле крупных "подпольных" предприятий (к ним мы отнесем производителей, снабжающих товаром широкую розничную сеть на рынках и в магазинах), как минимум, 2. Мелким (если считать предприятием связку "фасовщик-продавец на рынке", сбывающую хороший чай, ссыпанный из узнаваемых пачек, надежным людям, а плохой в освободившихся пачках - кому придется) несть числа. Сведенья неофициальные, т.к. каких-то дел против фальсификаторов чая в нашем с вами субъекте федерации не заводилось, да и все равно у ОБЭПа руки не дойдут, так зачем им заведомый "висяк"?

КОГДА НАЧАЛИ "ПАЛИТЬ" ЧАЙ?

Истоки масштабного "паления" отстоят от наших дней в дюжине календарных лет, вместивших большую историческую эпоху. В 1991-м, если помните, по прилавкам прошел Мамай и ничего, кроме "хмели-сунели", не оставил. Это труженики снабжения, которым посчастливилось встретить День Либерализации (вот истинный профессиональный праздник!), имея в подведомственном складском хозяйстве товары, поступившие по "государственным" и "оптовым кооперативным" ценам, "придержали" кой-какой дефицит, включая чай, кофе, другую бакалею, дабы 1 января 1992 года явить миру продуктовое изобилие по ценам "свободным". Изобилие наступило, и в розницу хлынул заждавшийся своего часа негодный чай, просто, без затей, расфасованный в целлофановые мешки с вложенными бумажками, на которых вручную были написаны слова "индийский" и "цейлонский". Когда отдельные сердитые ценители швыряли его обратно на прилавок, продавцы возвращали деньги без вопросов. Однако, неприхотливое потребительское большинство, пьющее все, что красит воду, исправно товар скупало, и постепенно "разовый" выброс просроченных неликвидов рассосался. Но методика уже был открыта, джин вылез. В "дело" пришли новые люди с более профессиональными подходами. Была создана система ввоза и реализации российскому потребителю негодного и просроченного листа из "чайных" стран. Кто-то, решив не ссориться с государством, стал работать с никому в остальном мире не нужным, "мусорным" чаем легально, зарегистрировав имя и марку (их продукция и составляет сегодня подавляющее большинство сегодняшнего легального ассортимента); другие предпочли работать "в тени", скупая такой же "мусор" и печатая почти такую же упаковку, что и их относительно честные коллеги - благо что какая-либо полиграфическая защита и сегодня встречается редко, а тогда ее не было вовсе. Для потребителя же по большому счету разницы между теми и другими нет, и только отношение к обязанности платить налоги одних фасовщиков оставило "на свету", других увело "в тень".

Продолжение следует.

смыслы, юмор, качество жизни

Previous post Next post
Up