Оригинал взят у
masterok в
Как возникло слово "герметичность" ?
Продолжим с вами изучение истории возникновения интересных слов ? Сегодня у нас «герметичность». Подумайте, как оно могло образоваться ?
А теперь история …
Интересно, что это слово образовано от имени Гермеса Трисмегиста, которому, кроме ‘герметических учений’, приписывалось и более прикладное искусство герметичной закупорки сосудов. Печатью с изображением Гермеса запечатывали свои сосуды алхимики.
Гермес Трисмегист (Триждывеличайший) - великий древнеегипетский маг и философ, основатель магической «науки» Древнего Египта. К его легендарной фигуре восходит традиция европейского герметизма. Это имя заимствовано у греческого бога Гермеса (в римской мифологии - Меркурия, соответствующего египетскому Тоту), путеводителя душ в загробный мир и покровителя тайных знаний. Однако в герметических книгах Гермес Трисмегист является не богом, а философом, получившим божественное откровение и сообщающим его людям через своих сыновей Тота, Асклепия и Амона.
Под именем Гермеса Трисмегиста в эллинистическую и раннехристианскую эпоху возникла обширная литература оккультного, философского, астрологического и магического содержания на греческом языке. В частности, ему приписывались древние оккультные и магические трактаты: «Изумрудная скрижаль», «Асклепий» и 15 диалогов, составившие «Герметический корпус». Написание этих текстов, как указывает Фрэнсис Йейтс в книге «Джордано Бруно и Герметическая Традиция», относится, вероятно, к периоду II-IV вв. н.э. В них содержится популярная философия периода эллинизма - философия греческого происхождения в сочетании с еврейскими и, возможно, персидскими влияниями.
Время происхождения герметических книг можно определить исходя из следующих фактов.
Во-первых, в работах философов и, в частности. гностиков конца второго и начала третьего веков нет никаких упоминаний о Гермеса Трисмегисте, наряду с частыми упоминаниями 42 древних священных египетских книг. считалось, что автором этих книг на египетском языке является бог Тот (или Гермес по греческой традиции).
Во-вторых, латинский философ Лактанций, живший во второй половине третьего и первой трети четвертого веков, цитирует книги Гермеса Трисмегиста, обращаясь к ним, как к авторитетному источнику.
Таким образом основные из них, за исключением «Асклепия», были написаны в середине третьего века. Отдельные фрагменты герметических книг принадлежат к более позднему времени; в одном из трактатов, содержатся намеки на императора Валента, жившего в конце четвертого века, как на правящего государя.
Много цитат из книг Гермеса находится у философов пятого века. на основании этих цитат можно предположить, что книги Герметического свода были написаны на плохом греческом языке, а не переведены с египетского. Это следует из встречающейся игры греческими словами; египетское влияние заметно в некоторых основных идеях и в именах богов. Прямые заимствования из тех упомянутых ранее 42-х священных книг древнего Египта, не находятся.
Из дошедших до нашего времени герметических книг первые четырнадцать, входящие в семнадцать книг так называемого Герметического свода приписываются непосредственно Гермесу Трисмегисту. Вот заглавия этих книг:
Кроме того, к Герметическому корпусу в широком смысле относятся:
- Посвятительная речь или Асклепий (книга, состоящая из 15 глав, дошла до нас только в старом латинском переводе, приписанном Апулею, жившему во втором веке; если бы это было справедливо, то «Асклепия» нужно было бы признать за самую раннюю из герметических книг; по другим, признакам этот трактат следует отнести к началу четвертого века)
- Три больших отрывка книги «Дева мира» («Зрачок мира»)
- Десять отрывков из разговора Гермеса с его сыном Тотом
- Восемь отрывков из писем Гермеса к Амману
- Девять кратких отрывков без названия
- Три «определения» Асклепия царю Аммону: о солнце и демонах, о телесных страстях и похвала царю.
Все эти трактаты, в действительности, достаточно разнородны и не образуют единой философской системы; их объединяет религия Космоса с культом без храмов и богослужений, совершаемым лишь в уме и включающим в себя, как главную составную часть, гносис.
Одна из величайших трагедий философского мира заключается в утере практически всех сорока двух книг Гермеса. Эти книги исчезли во время пожара в Александрии. Среди сохранившихся фрагментов, которые, судя по стилю, принадлежат Гермесу, есть две знаменитые работы. Одна из них - Божественный Пимандр, вторая - Великая Изумрудная Скрижаль. Средневековые алхимики приписывали Гермесу Трисмегисту так называемую Изумрудную скрижаль или таблицу - отрывок загадочного содержания и неизвестного происхождения. Считалось, что в ней содержится аллегорическое описание философского камня. Считая ее основой алхимической теории, свое учение они называли Герметической философией.
Древний Автор, живший за несколько веков до Христа, упоминал эту Табличку, говоря, что она была при дворе фараонов в Египте и что она представляла собой драгоценный Камень, Изумруд, на котором Слова были в виде барельефа. Считали, что вещество этого Изумруда было когда-то жидким, как расплавленный металл, и что он был отлит в форму, и что этому потоку Художником была придана твердость естественного и подлинного Изумруда.
Подробнее
про Изумрудную скрижаль можно прочитать тут. Ну а вообще конечно его фигура считается мифической и мифологическим персонажем. Впрочем, для людей Возрождения Гермес Трисмегист был реальным лицом: египетским жрецом, который жил во времена глубокой древности и сам написал все эти произведения, из которых Платон, Пифагор и другие греческие философы почерпнули свои познания.
И еще несколько историй слов: например
Кто такой лох ? или
Как появилось выражение «рвет и мечет» ?. А знаете ли вы
Как появилось выражение «ползти по-пластунски» ?. Вспомним еще
Что такое стереотип ? и
Как возникло слово «лаконичность» ? Оригинал статьи находится на сайте
ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -
http://infoglaz.ru/?p=51518