Каменное кружево Верхнекамья

Nov 25, 2013 10:48

Каменное кружево Верхнекамья
отсюда: http://www.fototerra.ru/Russia/Solikamsk/MOiiBA-7788.html

Cтрана: Россия
Город: Соликамск
Автор: MOiiBA
Дата: 27.04.10

Город расположен на севере Пермского края. Город возник при соляных промыслах. Около 1430 г. устроили рассолоподъемные трубы и варницы на берегу Усолки. Первоначально город назывался в летописи 1506 г. Усолье на Камском, позднее Усолье Камское, а с XVII века Соль Камская.

Соборная площадь. Слева направо: соборная колокольня, Воскресенская церковь,Троицкий собор. Воскресенский - был один из самых больших соликамских храмов. Колокольня с пятью колоколами возвышалась над торговой площадью. Вся церковь находилась на высоком подклете, служившем для складки купеческих товаров.В начале 1930-х годов иконостас Воскресенской церкви, ее главы и колокольню уничтожили, «дабы ничто более не напоминало религиозное сооружение». В здании разместилась ватная фабрика, с 1940-х годов ее сменил пимокатный завод. Позднее - фабрика по пошиву обуви.




Троицкий собор (1684-1697) - исключительно богато декорированный. Каменное кружево Троицкого собора производит необычайно сильное впечатление, но еще интереснее грандиозные крыльца, ведущие ко входом в собор.





В настоящее время в Троицком соборе размещается выставочный зал отдела истории краеведческого музея и открыта экспозиция "Девятая пятница", рассказывающая о главном местном празднике Соликамска.




Замечательны по архитектуре теремные крыльца, ведущие в собор, увенчанные конусообразными шпилями и небольшими куполами. Они также украшены жучковым орнаментом, декоративными бочками, кувшинообразными опорными столбами и подвесными гирьками между сдвоенными арками.




Устроенные на три схода крыльца подчеркивали центральное место собора в ансамбле города. Замечателен жучковый орнамент - «прорезная» кирпичная кладка в виде буквы «Ж», поставленной в один ряд. Этот орнамент стал своеобразной визитной карточкой памятников архитектуры Соликамска, он повторяется в карнизах храмов, в колоннах, в оформлении крылец.




Рельефно выступают на гладком фоне белых стен Троицкого собора наличники оконных проемов. Среди них нет одинаковых: колонки и кокошники их различны.




Богатое узорочье, украшающее стены, делает Троицкий собор неповторимым.




Архитектурный стиль собора относят к "московскому барокко"




Богоявленская церковь была построена и освящена в период 1687-1695 годы. Богатейшая каменная резьба, украшает белые стены здания. Церковь имеет пять куполов, в былые времена на ней было установлено 16 колоколов. Общая архитектурная стилистика относится к стилю московского барокко. Столь красивый внешний вид дал народное название церкви, - “Богоявленка - невеста, красавица”.




«Для потребностей войны» в церкви разместили склад Заготзерна, превратив тем самым храм в элеватор.







С юга к нему пристроен небольшой придельный храм, таким образом, чтобы его «алтарь горним местом выходил на улицу и молящиеся в холодной церкви не стояли к алтарю теплого придела спиной»




С востока к главному кубу примыкает основной алтарь с тремя полукружиями. Справа - часовня Петра и Павла




Стены декорированы трехрядным поясом, состоящим из балясин, жучкового орнамента и ленты муравленых изразцов с изображением птиц, ваз и цветов. Такие же изразцовые ленты повторяются на барабанах храма и на восьмерике колокольни.




Спаренные полуколонки размещены в простенках между окнами. Килевидные кокошники окон украшены каменными снежинками.




Северный вход обрамлен арочным порталом, искусно украшенным полуколонками, жгутиками и плетенкой. Над входом дуги из бусин и лимонных кружков, на колонках по краям - ребристые подобия тыкв.




Дом Воеводы - старейший памятник гражданской архитектуры на всем Урале - был возведен в 1688 году. По размеру он небольшой, и внутри него располагается краеведческий музей. Одна из комнат музея воспроизводит интерьер приказной избы. Но самое интересное в доме Воеводы - внутристенные ходы, настолько узкие, тесные и темные, что ощущаешь себя по меньшей мере спелеологом.




Соборная колокольня ("на Платах") - сооружение высотой около 60 метров, действительно стоящее над кубовидной палатой. Построена уже в начале XVIII века (1709), и считается "падающей башней" (отклонение достигает двух метров)




По высоте башня колокольни делится на три яруса, украшенные архитектурными деталями - окошками-впадинами, волнистыми лучами и крестообразными нишами. Детали эти ярко раскрашены. В конце 1920-х годов подклет использовался для содержания зеков, частью - присланных на строительство калийного комбината, частью - следовавших по этапу на Вишеру.




Поскольку одновременно с получением разрешения на возведение Соборной колокольни у соликамцев возникла потребность в строительстве здания городового магистрата - выборного органа городского управления - архитектор решил совместить два проекта в одном сооружении. (Здесь слева направо: крыльцо Троицкого собора, колокольня, Крестовоздвиженский собор)




В XVII в. Соликамск, бывший крупным транзитными перевалочным пунктом на пути в Сибирь, стал важным экономическим и административным центром. Большую роль в этом сыграло открытие Артемием Бабиновым прямой дороги к верховьям реки Туры и основание города Верхотурья (1697 г.).




Каменный Крестовоздвиженский собор основан в 1698 году(справа). Храм расположен на подклете, в котором был устроен винный подвал и «палатки для складки купеческих товаров». Выходы из них были прямо на Усолку, для удобства разгрузки судов, которыми эти товары доставлялись. До 90-х годов в храме располагался пивзавод




Многие детали не имеют аналогов в древнерусском зодчестве. На гладких стенах выделяется крупный рисунок деталей.




Наличники окон четверика и алтаря украшены крупными спиральными, наклонными друг к другу «волютами», над которыми помещены небольшие парные завитки, схожие с коронами.




На месте сгоревшей еще в XVII веке старой крепости, сейчас стоит ансамбль из одноглавых летней Спасской (1689) и зимней Архангельской (1712-1725) церквей.




Стены Спасской церкви чрезмерно декорированы лекальным и тесаным кирпичом. (Северный портал)




Замечательны резные столбы, явный отголосок деревянного зодчества, разделяющие алтарные полукружия. Сложные по рисунку, со спиральными валиками, шаровидными частями и уступчатыми цилиндрами, они составляют основное декоративное богатство храма.




На множестве арочных окон треугольные - внизу и килевидные - вверху кокошники с фигурными наличниками.




Вознесенская церковь (1704) (в ограде монастыря). В 1938 году в бывшем монастыре открыли пересыльную тюрьму - одно из подразделений Усольлага НКВД. Типичная судьба монастырей советской России. Основной храм был разделен на два этажа и разбит на камеры, окна до половины были заложены кирпичом. В подклете был устроен карцер. На территории монастыря при земляных работах в 2005 году вскрыли неглубокое захоронение со множеством останков, в черепах которых оказались пулевые отверстия. Братия вновь открытого в 1990-х годах монастыря отпела убиенных и захоронила их.




церковь Михаила Малеина (1731).Церковь закрыли в 1928 году, уничтожили иконостас, и со всем монастырем передали Калийтресту, а через 10 лет - Усольлагу. В 1930 году были разобраны два яруса колокольни и барабан с главкой, уничтожено алтарное полукружие. Внутреннее пространство храма перегородили, разделив на камеры для заключенных.




Previous post Next post
Up