Носители информации прошлого. Часть 4.
http://pro-vladimir.livejournal.com/29387.html
Несколько статей посвященных устройству детекторных приёмников.
Ведь большая часть скепсиса, что технологических изделий, использующих электричество, быть не могло, базируется на том, что не найдены ни провода ни источники тока. Да и как так, если они были, то почему пришлось в таком случае переоткрывать всё это заново?
Диод для детекторного приемника своими руками
http://nnm.me/blogs/steadyinb/diod-dlya-detektornogo-priemnika-svoimi-rukami/
Для того, чтобы детекторный приемник заработал, необходимо детектирование. Т.е. необходим диод.
Статья о том как его сделать из подручных материалов самостоятельно.
Начнем с получения галенита в домашних условиях, нам потребуется два вещества: Свинец (Pb) и Сера (S)
Свинец
Сера
Свинец - желательно чистый, но если найти затруднительно сгодится и свинец из автомобильного аккумулятора (с худшими результатами, так как содержит химические примеси). После того как кусок свинца найден - при помощи крупного напильника получаем из него необходимый нам порошок. Сера нужна тоже в виде порошка, если порошок найти затруднительно - размалываем кусочек серы вручную, проще всего это сделать в небольшой фарфоровой посудине, просто растолочь. Для экспериментов достаточно небольшого количества, 2-3 см в пробирке каждого вещества - достаточно.
После того как порошки приготовлены - их нужно смешать, в соотношении на 1 грамм серы - 5 грамм свинца. Лучше делать смеси небольшими порциями (так как возможно придется провести не одну плавку), применяя электронные весы с точностью 0,1 грамм. Если весов нет - делаем на глазок, примерно на 4 части свинца 1 часть серы, здесь можно немного поэкспериментировать. Полученную смесь помещаем в пробирку и слегка утрамбовываем, достаточно 2-3 см.
Теперь, используя сухой спирт, постепенно прогреваем пробирку
после того как начал плавиться свинец (этот момент как раз видно на фото), переносим пробирку в более горячий участок, пока не начнет плавиться сера. Практически сразу после того как сера начала плавиться - наступает реакция, при которой смесь раскаляется до красна. Процесс начинается в самом низу, где наибольшая температура расплава. Как только реакция началась - пробирку можно вынести из пламени и после того как реакция прекратится - подождать пока расплав остынет. После того как расплав остыл - осторожно раскалываем пробирку (если она сама не раскололась в процессе реакции :)
Полученная таким образом масса серо-стального цвета и есть галенит.
Раскалываем полученную массу. Если внутри пробирки серая масса, которая очень легко крошится - плавка не удалась, если она имеет темный цвет, то скорее всего в смеси было слишком много серы. В этом случае повторяем эксперимент, при необходимости уменьшая серы.
После того, как галенит получен - надо его испытать. Хорошо, если у вас есть кристаллодержатель, если нет - придется что-нибудь изобрести. Я использовал кусочек жести, на который была наплавлена большая капля олова, и в эту каплю опускался кристалл, далее из медной проволоки делается держатель обычной швейной иглы и все это хозяйство подключается к детекторному приемнику, например так:
Остается подключить антенну и заземление, и найти рабочую точку на кристалле :) Для сравнения, полученный кристалл работает не хуже (был момент когда мне показалось что даже лучше, возможно показалось) обычных для детекторного приемника диодов - Д2 или Д9.
Напроследок немного юмора:
Схема детекторного приемника с вариометром (диапазон от 300 до 1800 м)
http://radiolamp.net/news/330-sxema-detektornogo-priemnika-s-variometrom-diapazon-ot-300-do-1800-m.html
СОВРЕМЕННЫЙ ДЕТЕКТОРНЫЙ ПРИЕМНИК
http://ham.koshkavdome.com/sovremennyj-detektornyj-priemnik/Детекторные приемники, которые изготавливали в прошлом, требовали для работы хорошую антенну и заземление. В качестве детектора использовался германиевый диод 1N34A. В настоящее время конструируют детекторные приемники, которые не нуждаются во внешней антенне.
Они работают и с комнатными антеннами. Кто конструировал детекторные приемники, тот знают, что необходимо искать компромиссное решение между избирательностью и чувствительностью. Для повышения чувствительности детектор подключается ко всему колебательному контуру (см. рис.1).
Рисунок 1
Для увеличения избирательности необходимо подключаться к части контура. В этом случае добротность контура будет выше. Добиться одновременно хорошей чувствительности и избирательности можно, если использовать в качестве детектора полевой транзистор с двумя затворами, например ALD110900A. На рис.2 представлена схема разработанная Дэвидом Крайком (KC3ZQ).
Рисунок 2
Он использовал ферритовую антенну и переменную емкость в качестве колебательного контура. Один из электродов полевого транзистора, который использовался для детектирования, подключался к 8-му витку намотки антенны, что составляло 11% от общего количества намотки. Конденсатор С2 предназначен для сглаживания пульсаций высокочастотных колебания, а для звуковых колебаний этот конденсатор представляет большое сопротивление. Полевой транзистор имеет большое сопротивление, а телефон - маленькое. Для согласования этих элементов используется трансформатор Т1. Магнитная антенна берется от транзисторного приемника. Антенну можно изготовить и самому используя феррит длиной 20 см. и диаметром 12 мм. На ферритовый стержень наматываются две обмотки 70 витков и 8 витков. В качестве С1 используется высокодобротный переменный конденсатор емкостью 365 пф. от старого лампового приемника. Параметры приемника зависят и от наушников, которые используются для его прослушивания. Современные стереонаушники имеют сопротивление от 8 до 64 ом. Использование таких наушников понизит чувствительность приемника. Лучше использовать старые наушники с сопротивлением в 150 ом. Однако эти наушники ограничены по частоте воспроизведения пределом в 3 кГц. Более высокие частоты не слышны. Если использовать наушники в несколько ком, то отпадет необходимость в трансформаторе, параметры которого не известны. Более чувствительным и избирательным приемник получается, если использовать не ферритовую антенну, а рамочную. Был создан приемник с рамочной антенной диаметром 30 см. Для работы такого приемника достаточно мощности сигнала равной 3.3 микроватт. Радиостанция мощностью 5 киловатт будет слышна на расстоянии 3-х миль. На рис. 3 представлен приемник для коротких волн от 40 до 90 метров. Диаметр катушки колебательного контура равняется 5 см. Количество витков составило 19.5, плотность намотки составило 10 витков на 2.5 см. Толщина провода составляет порядка1 мм. Добротность контурной катушки равнялась 44 единицам.
Рисунок 3
Автор использовал внешнюю антенну длиной 12 метров, которая подключалась к контурной катушке через индуктивность L2. Эта индуктивность представляла собой ферритовое кольцо диаметром 50 мм и внутренним диаметром 43 мм. толщина не известна, на который были намотаны 9 витков провода толщиной порядка 0.5 мм.
Кто-то спросит, и к чему весь это перечень схем? и что такого в этом детекторном приёмнике, что про него вспомнили?
а что его отличает в своей сути всех остальных приборов работающих от привычного нам электричества? Не уж то отсутствие привычного нам источника тока?
Мастер-класс
Заводной телевизор
Сделай сам
Сергей Апресов
отсюда:
http://zateevo.ru/?section=page&alias=popmeh_dec08
Вероятно, многие наши читатели собирали в детстве радиоприемник. Или передатчик, или магнитофон, или гитарный усилитель, или музыкальный звонок. По схеме или даже собственной конструкции, из конструктора или из подручных материалов. А вот телевизор собирали немногие.
Дело вовсе не в сложности его устройства: усилители высокочастотного и низкочастотного сигнала, генераторы строчной и кадровой развертки - это по сути все те же магнитофоны и звонки. Просто собирать телевизор неинтересно и обидно. Каким бы искусным мастером ты ни был, все равно центральное место в его конструкции занимает Его Величество Кинескоп - загадочная обитель грозной электронной пушки, вечного странника сканирующего луча и магического люминофорного экрана, которые могут быть собраны воедино и заключены в вакуумную трубку только в промышленных условиях. Все электронные блоки телевизора, которые можно собрать своими руками, - лишь его верная свита.
На самом деле первые телевизоры обходились без всяких вакуумных трубок. Телекамеры и телеприемники с механической разверткой, которые впервые продемонстрировал публике британец Джон Лоджи Бэйрд в 1926 году, применялись для организации эфирного телевещания в течение 11 лет - с 1928 по 1939 год. В последние три года механические телевизоры на равных сосуществовали с первыми кинескопными. Чтобы разобраться, как работали первые телевизоры, а заодно осуществить свою заветную детскую мечту, мы решили построить передатчик и приемник движущегося изображения своими руками, буквально из того, что попалось под руку. Предлагаем и вам повторить наш опыт, учтя наши ошибки.
далее отсюда:
http://mobbit.info/item/2007/11/22/istoriya-televizorov-v-kartinkah-25-fotoФранцузский Semivisor 1929 года выпуска.
Механический телевизор Baird Televisor 1930 года английского производства.
Советские телевизоры В2 (на первом фото) и Пионер-TM3 1934 года выпуска.
Fraccaro 30 Line Set - итальянский механический телевизор 30-х годов.
http://xn--e1aaatbcqh4abgd.xn--p1aadc.xn--p1ai/technology/item110.phpМеханическое ТВ: технический аттракцион
Следует заметить, что еще в 1840 году изображения могли передаваться по телеграфу, а Нипков лишь значительно упростил процесс кодирования и декодирования изображения. В 1885 году Нипков, потратив все свои сбережения, получил патент на изобретение электрического телескопа для воспроизведения светящихся объектов, однако разработать это устройство немецкий изобретатель так и не смог. Через 15 лет патент был отозван, а сам Нипков получил должность конструктора в институте Берлина и больше не интересовался темой передачи изображений.
Первый прибор, работающий по принципу оптико-механической развертки, придумал шотландский инженер Джон Лоджи Берд. В 1926 году он продемонстрировал передачу движущегося изображения членам Королевского института Великобритании. Разумеется, это не была современная «телевизионная картинка», на ней присутствовали лишь силуэты, но начало было положено. Спустя год Берд увеличивает количество отверстий на диске Нипкова до 30-ти.
Устройство на основе диска Нипкова работало по следующему принципу: объектив фокусирует изображение на кадровом окне, мимо которого пробегает край диска. Отверстия диска сканируют по мере своего движения весь кадр и прочеркивают его горизонтальными строчками. Затем процесс повторяется. За диском стоит линза, которая фокусирует прошедший через отверстия свет на фотоэлементе. Колебания яркости фотоэлемент преобразует в последовательность электрических импульсов, которые по радио передаются к приемникам. На приемной станции также устанавливался аналогичный диск Нипкова между источником света и зрителем. Кстати, сам Нипков увидел практическое применение своего изобретения лишь в 1928 году. «Наконец я могу быть спокойным. Я видел мерцающую поверхность, на которой что-то двигалось, хотя нельзя было различить, что именно», - поделился своими впечатлениями Пауль Нипков от просмотра механического телевизора.
В 1929-1931 годах в ведущих странах мира стартовало опытное телевизионное вещание с механической системой развертки. В России первые передачи увидели свет в 1931 году, а 1 октября того же года началось регулярное вещание. Правда, у людей не было телевизоров, поэтому осуществлялись коллективные просмотры. Затем, покупая диск Нипкова, стали делать самодельные механические телевизоры: простейшее устройство для сканирования изображения собиралось из двигателя, вращающего диск Нипкова, небольшого контейнера с одним фотоэлектрическим элементом и обычным объективом для проецирования изображения.
Вскоре механическое телевидение стало доступно всем. Но существовал один недостаток - очень низкое качество изображения. Другого на столь маленьком экране и быть не могло. Например, чтобы увеличить экран до размера средней фотографии (9x12 см), диск в телекамере должен был быть более двух метров в диаметре. Это все было не очень удобно и выгодно. А в кругах скептиков термин «телевидение» превратился в «елевидение». В декабре 1933 года передачи механического ТВ прекратились, а более перспективным было признано электронное телевидение. Однако вскоре выяснилось, что промышленность еще не освоила новую электронную аппаратуру, поэтому в феврале 1934 года механическое ТВ вернулось в эфир.
Конечно, многим было понятно, что вещание с механической разверткой, по большей части, интересный технический аттракцион. Так или иначе, должна была настать эра электронного ТВ. С запуском нового телецентра на Шаболовке, основанного уже на электронных принципах, регулярные передачи механического телевидения из Москвы прекратились. В период с 1936 по 1940 годы в большинстве развитых стран начались опытные телевизионные передачи через электронные системы ТВ, которые в итоге отодвинули механическое телевидение в сторону.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%81%D0%BA_%D0%9D%D0%B8%D0%BF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0Диск Нипкова (англ. Nipkow disk) - механическое устройство для сканирования изображений, изобретённое Паулем Нипковым в 1884 году[1]. Этот диск являлся неотъемлемой частью многих систем механического телевидения вплоть до 1930-х годов.
отсюда:
http://zlostick.livejournal.com/39922.html?thread=204786Механический телевизор, 300 строк изображения, размер изобржения 12х16мм затем увеличивался линзой до размера 27х35мм
Вот такую картинку он выдает
http://popleteev.com/projects/nbtv/ruВидеоплеер из подручных материалов
http://www.oldradioclub.ru/radioelbook/hystrory/art_012.htmlРанним предшественником телевидения следует считать копирующий телеграф Александра Бена, на который он получил патент в 1843 году. Основу отправляющего и принимающего аппаратов составляли здесь сургучно-металлические пластины, устроенные особым образом. Для их изготовления Бен брал изолированную проволоку, резал ее на куски длиной 2,5 см и плотно набивал ими прямоугольную раму, так чтобы отрезки проволоки были параллельны друг Другу, а их торцы располагались в двух плоскостях. Затем он заливал рамку жидким сургучом, остужал и полировал ее с обеих сторон до получения гладких диэлектрических поверхностей с металлическими вкраплениями.
Аппарат Бена был пригоден для передачи изображений с металлических клише или с металлических типографских литер. Если металлическое клише или типографский шрифт прижимали к одной из сторон металлосургучной пластины передающего аппарата, то часть проволок оказывалась электрически замкнута между собой и получала контакт с участком цепи. подводимым к шрифту и к источнику тока. Этот контакт переходил и на концы тех же проволок с противоположной стороны пластины. Одновременно к аналогичной пластине приемного аппарата прикладывали лист влажной бумаги, предварительно пропитанной солями калия и натрия, которая была способна изменять свою окраску под действием электрического тока.
далее тут:
http://www.oldradioclub.ru/radioelbook/hystrory/art_012.html История фотоаппарата
http://www.medn.ru/statyi/Istoriyafotoapparata.html елевидение возникло как результат более чем десятка различных открытий и изобретений. Но основоположником «кумира XX века» - электронного телевидения - считается Борис Львович Розинг, профессор Петербургского технологического института. Именно он еще в начале нашего века высказал идею об использовании электронно-лучевой трубки для передачи изображений на расстояние. В 1907 году он продемонстрировал «дальновидение», правда, на весьма скромное расстояние - в пределах одной комнаты. Неподвижное изображение передавалось с помощью зеркал, которые вращал мотор. Зеркала «осматривали» объект и в зависимости от его яркости регулировали сигналы, передаваемые приемнику. В приемнике изображение «собиралось» с помощью другой системы зеркал.
Источник:
http://www.medn.ru/statyi/Istoriyafotoapparata.html
http://www.3dnews.ru/572181Телевидение: основные этапы развития
Возможно, первую осуществленную на практике передачу на расстояние изображения по проводам осуществил итальянец Джованни Козелли (Giovanni Caselli), трудившийся в Российской империи. Используя принцип "факсимильной телеграммы", обоснованный шотландцем Александром Бейном (Alexander Bain) в 1842 году, Козелли представил двадцать лет спустя "химический телеграф". С помощью телеграфа нового типа можно было осуществлять передачу текста либо рисунка по проводам. Новинка была названа "пантотелеграф Козелли", ее опробовали на телеграфной линии Санкт-Петербург - Москва. Устройство действительно работало, однако все при этом отчетливо увидели, что овчинка не стоит выделки. Оказывается, изображение для передачи по "пантотелеграфу Козелли" сначала нужно было вытравить на медной пластинке, а в пункте приема подобную пластинку подвергнуть химической обработке, отнимающей много времени. Наличие железной дороги, связывающей две российские столицы, позволяло переправить любую картинку примерно в те же сроки, что и посредством "химического телеграфа", причем безо всякой химии.
30-строчный телевизор Б-2.
Типичный механический ТВ (без корпуса).
Dmitrij: Но ведь совершенно необязательно вращать диск, можно вращать поле, а для этого нужна система из координат, тот же иконоскоп именно так и делает - вращает не пластину, а считывающий "луч".
Т.е. нам требуется на плоскости диска система из минимум 3-х координат:
http://icark.narod.ru/electro/3faz.html Dmitrij: Ведь ничто не мешает 3-х фазку разложить из 2-х.
http://electric-sochi.ru/photo/skhema_podkljuchenija_3_kh_faznogo_dvigatelja_v_1_ju_set/1-0-68 Dmitrij: Синусы, косинусы... Чем не принцип сканера с материала?
http://electricalschool.info/main/naladka/556-kak-opredelit-nachala-i-koncy-faz.html Dmitrij: Простое разложение фаз
http://pro-radio.ru/start/12667/ Dmitrij: Графики магнитных полей в пространстве.
http://www.elsafety.ru/prod02.htm
Dmitrij: Выходит, что всё мы и так знаем. Но микроскоп держим не тем концом.
Dmitrij: В кинескопе вращается "луч" "механически", отклоняя его магнитными полями. При этом ничто не мешает отклонять его системой фаз, как делается это в современных двигателях, путём ШИМ.
Dmitrij: В принципе LCD экран это тот же диск, на котором разными ухищрениями смешается рисунок магнитных полей.
Dmitrij: Как известно - металл "проводит" не всякий ток, а лишь очень низкочастотный, в идеале безчастотный.
Для остального «тока» металл представляет собой что-то типа поляризационной решётки, или порогов, которые надо перетекать, потому в ВЧ проводах «ток бежит» в изоляторе между центральной жилой и оплёткой и чем толще изолятор, тем выше добротность этого провода, ниже погонное сопротивление и дальше можно передать сигнал. Т.е. фактически «сигнал» идёт в обычном диэлектрике, но между 2-х металлов, т.е. как в конденсаторе, но поперёк.
Этим пользуются, используя «лапшу» или витую пару, где ввиду взаимного замещения не требуется экран, а «сигнал» за пределами провода гасит сам себя, фактически магнитная дифракция.
Однако качество среды имеет значение. Если диэлектрик ВЧ кабеля неравномерен, то его «пустоты» будут вплетены в сигнал. Этим пользуются для ВЧ дефектоскопии, которая позволяет «просвечивать» металлы на глубину в сантиметры (!) Фактически металл для такого тока прозрачен, и не является никаким экраном, типа стекла.
Dmitrij: Мало того, этот эффект называют вихревыми токами, что «пробегая» по поверхности металлов, могут заставлять их двигаться, и даже вращаться, тот самый диск счётчика электричества, и даже униполярные двигатели. При этом «рисунок» на поверхности и в структуре металла в виде тех же насечек или пустот, даже трещин, значительно влияет на картину движения, на выходе этого «тока», накапливаясь в нём, как информационная составляющая или как рябь воды на поверхности водоёма. Остаётся лишь «снять» картинку, например через зеркало, которое будет «вибрировать», создавая в отражённом от его поверхности картинки в отражённом свете. Причём не так важно - зеркало будет из воды или металла, или даже камня. На таких частотах эти материалы весьма гибки, а вода довольно тверда.
Dmitrij: Фактически, налитая в чан вода, вроде идеально гладкая, может вибрировать и создавать волны, рябь на поверхности, от вибрации этого самого чана, надо лишь обеспечить возможность вибрировать, скажем, поставить на гибкую для него ножку или подвесить, чтобы вибрации земли не передавались. Меняя плотность и консистенцию материала, например, добавляя те или иные материалы в среду, можно менять резонансные настройки на каналы, как перестраивать вибраторы приёмника. Соответственно эквипотенциальная поверхность «зеркала», будет принимать нужный нам сигнал, на частоту которого оно будет настроено физически.
Dmitrij: Впрочем, есть и более простые способы, например меня настройку глаз, можно напрямую всматриваться, смещая фокус зрения, в кристаллы драгоценностей или хрустальных черепов, как в экран виртуального шлема. При должном навыке и подсветке, например свечкой нужной цветовой температуры, картинка будет собираться не хуже чем в камере обскура, но сразу на сетчатке глаза, остаётся лишь научиться глазами менять глубину фокуса, «всматриваясь» в кристалл драгоценности.
Dmitrij: Правда, если в кристалл кто-то что-то записал. Ведь кремниевый песок, тоже по сути кристалл, а современная электроника, включая LED экраны, по сути, те же кристаллы и песок, сплавленный определённым образом, при этом внешняя форма носителя мало влияет на содержимое, а полости в материале или плоскости поверхностей с структуре материала, могут существовать очень долго. И даже множественные повреждения, и даже расколы, например раскол накопителя, не уничтожает информацию, а лишь снижает её интенсивность. Т.е. дублирование информации с кристалла может выглядеть как разламывание его. А при «отливке» нового кристалла, достаточно подать с кристалла оригинала всеволновый поток, например, осветив лучом света солнца в полдень или лучше в день солнцестояния - луч полнее. Но при должном уровне подойдёт и лунный свет, в ночь полной Луны, правда копия будет не полной, а частичной, т.е. перепишется лишь слой, который соответствует лучу данного месяца. В целом для практически полной переписи хватает 13 последовательных этапов. А для возбуждения кристалла на запись можно использовать не только разряды «молний», но и чистую кровь, правда, для её использования требуется золотая оправа для кристалла из живого золота. Потом золото теряет это свойство, становясь лишь оправой. Фактически одноразовая запись. Для стирания кристалла под новую запись, надо лишь его огранить, сменив полярности граней и можно повторить запись. При этом прежняя запись не исчезнет, а лишь ослабнет, оставшись возможной для считывания на более серьёзных аппаратах, способных менять поляризацию или достаточно мощных.
Dmitrij: К слову - работой с кристаллами занимались Ю-Де, фактически они создавали одноразовые накопители с записью, что не стиралась. В кристалле были множественные данные, и законы, которые легко высвечивались в аппаратах прилюдно. Фактически де-ю-ре, означает соответствие незыблемым законам, записанным Ю-Де в кристаллах. Умение ю-де передаётся по наследству, обычно материнской линии, информация для записи ими лишь копируется с большого кристалла оригинала, потому внести изменения они не в силах, но могут копировать. Собственно их и прозвали ювелирами.
далее ряд изображений отсюда:
http://museum-world.livejournal.com/108762.html
Dmitrij: А теперь дружно скажем, что это не катушка ВЧ трансформатора.
Список элементов:
http://ic.pics.livejournal.com/galmara/14580035/987533/987533_original.jpg Гу - мы и так знаем - гуууууу
Цзя - нельзя.
Ху - лучше не трогать.
Цзюэ - вывернет наизнанку (воняет).
Цзюнь - наплевал кто-то.
Лин - и тут Ли
Сосуды для еды - "фу" - понятно и без перевода насколько вкусно.
А ведь мы тоже водку охлаждали у кондиционеров, а бутеры грели на трансформаторах и процах.
И что забавно - им не приходит в голову подвешивать эти горшки за ножки на верёвках к перекладинам, бить по ним колотушками и называть это колокольным звоном.
МАМЗЕРЕВ ВЛАДИМИР: на "ноги" получается катушки наматывали, а сам чан и был детектором?
буковки "т" попадаются повсеместно
Dmitrij: "Ноги" прикасались, как иголки детектора. Естественно под ту или иную посадку свои ноги требуются.
На колёсах бывает 5 болтов, бывает 6, бывает 3