В Лондоне начался суд над российским владельцем верфей по строительству нефтеналивных танкеров, плавучих атомных энергостанций, угольных предприятий и массы разнообразных "заводов и пароходов" Сергеем Пугачевым. Forbes публикует очередной детектив об этом уникальном бизнесмене.
Одиннадцатого ноября 2014 года в Высоком суде Лондона началось очередное слушание по делу с чисто русскими корнями и участниками. Каждую сторону представляет команда юристов из восьми человек. На столах расставлены тома дела. Судья время от времени прикрывает глаза, обдумывая очередную фразу адвоката. Ему не нужно гадать, что такое «крыша», как в процессе Березовского - Абрамовича, или что значит рекомендация красить кладбищенскую оградку, как это было в тяжбе Черного с Дерипаской. Здесь нужно вникать в хитроумные кредитные и залоговые схемы, в устройство экзотических новозеландских трастов. Фигурант дела Сергей Пугачев не заводил себе сомнительных партнеров, он сотрудничал с государством и его представителями. Теперь пришел час расплаты - его пытается засудить государственное Агентство по страхованию вкладов (АСВ), требуя около $2 млрд в пользу кредиторов, крупнейшие из которых - Центробанк, ВТБ и «Северсталь». Пугачев в свою очередь обвиняет государство в экспроприации его активов.
Судостроение
Нового гендиректора Александра Вознесенского «Балтийский завод» встретил почерневшими от времени макетами советских орденов, закрепленными на проходной, и лозунгом «Наш завод - наша гордость!». Объезжая территорию в ходе первого визита в ноябре 2011 года, новый гендиректор видел облупившиеся серые цеха советской постройки, обветшалые корпуса царских времен и все больше мрачнел. На 65 га территории завода жизнь едва теплилась.
Сорокалетний управленец знал, что ему досталось не самое успешное предприятие. О проблемах судостроительного завода ему рассказал руководитель ОСК Роман Троценко, человек из команды вице-премьера Игоря Сечина. Троценко же и предложил Вознесенскому возглавить «Балтийский Завод».
За плечами Вознесенского был успешный опыт оздоровления ОАО «Климов» - разработчика газотурбинных двигателей. Проблемы предприятий казались схожими - долги, арестованные счета. Однако на судостроительном заводе дела шли гораздо хуже. В 2010-2011 годах при среднегодовой выручке чуть более 1 млрд рублей только постоянных расходов у «Балтийского завода» было на 2,5 млрд рублей в год, портфель заказов на 2012 год был менее 1 млрд рублей, долги превышали 20 млрд рублей, рассказывает Александр Вознесенский.
Около 30 счетов предприятия было арестовано, «Балтийский завод» мог пользоваться только одним. Зарплата была самая низкая в отрасли - в среднем 22 000 рублей. По словам Вознесенского, ежемесячно увольнялись 80 человек.
Выполнение крупнейшего заказа - строительство плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) стоимостью 9,8 млрд рублей - было уже приостановлено. Менеджеры бывшего владельца завода Сергея Пугачева перевели 1,7 млрд рублей аванса от Росатома на депозит обанкротившегося МПБ. «Мало того, они еще успели за сутки до банкротства МПБ через бывших сотрудников банка, работающих в «Росэнергоатоме», предъявить векселя в уплату заводу за строительство ПАТЭС на 1,5 млрд рублей, - рассказывает Вознесенский. - В итоге реальная плата за ПАТЭС упала до 4 млрд рублей. Складывалось ощущение, что Пугачев, когда понял, что претензий к нему накопилось слишком много, решил «вымыть» с предприятий всю наличность».
Сергей Пугачев рассказывает, что заинтересовался судостроением в конце 1990-х. «Ко мне пришел Борис Кузык, он был помощником по военно-техническому сотрудничеству президента Ельцина и другом Александра Котелкина [гендиректора «Росвооружения» в 1994-1997 годах], я его прекрасно знал, - рассказывает Пугачев. - Кузык представлял владельцев «Северной верфи» и просил помочь с финансированием, меня это заинтересовало, я год изучал, что у нас в стране есть по этой теме, что можем предложить, и решил, что это золотая жила».
Шанс на разработку этой жилы появился у Пугачева только в 2002 году. Кузык к этому времени стал уже основным владельцем «Северной верфи» и рассчитывал получить контракт на строительство двух эсминцев для Китая стоимостью более $1 млрд. Дело считалось решенным, но за этот же контракт решил побороться владелец «Балтийского завода» Александр Несис. Был объявлен и стремительно проведен конкурс, который выиграл «Балтийский завод». Тогда Кузык вспомнил про Пугачева и обратился к нему за помощью.
Конкурс отменили, и контракт на эсминцы вернулся на «Северную верфь», владельцем которой стал Сергей Пугачев. Кузык от комментариев отказался, Пугачев детали приобретения «Северной верфи» раскрывать не стал.
«Пугачев давно хотел войти в военно-техническую сферу. В середине 1990-х Котелкина, например, несколько раз приглашали в 14-й корпус Кремля [где располагалась администрация президента] и рекомендовали включить МПБ в систему расчетов по экспортным военным контрактам, - рассказывает бывший высокопоставленный чиновник, курировавший экспорт вооружений. - Котелкин не соглашался, Пугачев через Кузыка зашел».
Тем временем в российском судостроении началась консолидация. С Кузыком вел переговоры о слиянии владелец «Балтийского завода» Несис. С приходом на «Северную верфь» Пугачева переговоры продолжились уже с ним. В итоге основанный в 1856 году «Балтийский завод» в августе 2005 года был продан ОПК Сергея Пугачева, куда уже входила «Северная верфь». Аналитики оценили новый актив Пугачева с портфелем заказов на $700 млн в $100-120 млн. «У него [Балтийского завода] заказов не было, - объясняет Пугачев. - Я его покупал под строительство жилья, там стапели, на которых с советских времен ничего не строилось. Завод фактически дублировал «Северную верфь» в худшем исполнении. Там только земля денег стоит. Ну и атомная тематика, конечно».
Пугачев планировал перенести мощности «Балтийского завода» на «Северную верфь», а освободившуюся площадку отдать под застройку жилого квартала (2,2 млн кв. м жилья) - стоимость проекта до кризиса 2008 года в ОПК оценивали в $3 млрд. После кризиса эти планы рухнули, но миллиарды в оценках Пугачев сумел удержать. В 2010 году компания BDO оценила его доли в «Северной верфи», «Балтийском заводе» и ЦКБ «Айсберг» в 100 млрд рублей.
Пугачев утверждает, что при нем на «Балтийском заводе» и «Северной верфи» было построено 9 корветов, 5 фрегатов, 8 судов снабжения и «самый большой ледокол в мире». Именно он придумал и запустил строительство ПАТЭС. С будущими заказами, по его словам, проблем не было. «У Министерства обороны по размещению заказов не было альтернативы - только у нас, - рассказывает он Forbes. - Я лоббировал контракт на строительство «Мистралей», ездил во Францию».
Заказы действительно были, но они уходили на «Северную верфь». «На «Северной» строили, и строили много. Это в основном заслуга Андрея Фомичева [бывшего гендиректора обеих верфей]. Он дневал и ночевал в Минобороны, знал даты рождения всех адмиралов, отвечавших за оборонные заказы, - говорит один из судостроителей. - «Северная верфь» и военные заказы кормили Пугачева, то, что они прибыль не показывали и убытки генерировали, это другой вопрос».
«До Пугачева у нас работы вообще не было, с ним у нас заказ на ПАТЭС появился, - признает заслугу бывшего владельца предприятия Вячеслав Фирюлин, бывший старший инженер, а сейчас глава профсоюза «Балтийского завода». - Потом решил территорию застроить, а производство перевести на «Северную верфь». Потенциально безработными стали бы 3500 сотрудников завода, естественно, мы восприняли это в штыки».
В мае 2006 года стало известно, что государство планирует приобрести верфи.
Полностью материал:
http://www.forbes.ru/sp_data/2014/sergei_pugachev/