себе на память.... почитаю через 3 года и 7 лет...

Jun 19, 2014 15:45

Независимая газета, 19.06.14
ТИХАЯ КАТАСТРОФА ЕГЭ
Единый госэкзамен не обнаружил ни скандалов, ни знаний
Перед началом нынешней кампании по сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) Министерство образования и науки РФ официально обозначило две главные задачи: 1) подготовка к решительным изменениям в самой системе оценки успеваемости учащихся (декларации министра Дмитрия Ливанова об отказе от тестовой части, о введении устных экзаменов, сочинения, портфолио учащегося, исключение из показателей эффективности работы губернаторов средних оценок по ЕГЭ в том илиином регионе); 2) введение жестких, фактически полицейских мер как средство снятия массового недоверия к ЕГЭ ввиду повторяющегося из года в год массового разнообразного мошенничества при сдаче экзамена.
Постановка первой задачи означает де-факто признание полного провала концепции ЕГЭ: экзамен перестает быть единым и формализованным средством оценки. На этом фоне, казалось бы, позитивно выглядит тот факт, что в 2014 году кампания по сдаче ЕГЭ прошла без серьезных скандалов и нарушений. Меры по ужесточению процедуры проведения ЕГЭ, превращению ее в хорошо эшелонированную спецоперацию, несомненно, сыграли в этом главную роль. Но это только одна сторона медали. Другая же заключается в следующем.
Очевидное априори последствие ужесточения процедур при ЕГЭ - заметное снижение результатов, показанных школьниками. Риск всплеска общественного недовольства как состоянием школы, так и недопустимо большим числом двоечников и "безаттестатников" изначально существовал. Для решения проблемы в принципе существует два метода: сознательное завышение оценок при проверке или снижение планки требований для получения тройки.
Было ли завышение - проверить сложно. Но вот что бесспорно. Результаты ЕГЭ по русскому языку оказались настолько катастрофичны, что потребовалось срочное резкое снижение "троечной" планки - с 36 до 24 баллов. Решение однозначно политическое и справедливое по существу: наказывать 15-20% выпускников школ волчьими билетами за провалы школьной политики нельзя. Да и вбрасывание в социум такого количества изначально маргинализированной молодежи - очень рискованно.
Такую версию подтверждают и данные по результатам сдачи девятиклассниками Государственной итоговой аттестации (ГИА). Там произошло снижение "троечной" планки по математике - только так можно объяснить принятие решения не учитывать при проверке задачи по геометрии. По экспертным оценкам, в противном случае пришлось бы ставить чуть ли не 30% двоек. Как бы то ни было, произошло изменение правил во время игры.
Если исходить из логики, которую демонстрировали до сих пор идеологи ЕГЭ, то их дальнейшие шаги могут быть следующими: во-первых, продолжится "совершенствование" ЕГЭ, во-вторых, продолжится замалчивание катастрофических оценок состояния школьного образования. В свою очередь, подобная логика лишь усугубит ситуацию: деградация идет ускоренно, и потеря года стоит дорого.
Что можно сделать немедленно? "Терапия" уже не спасет ЕГЭ. Поэтому надо было бы создать независимую госкомиссию, задача которой - разработка к сентябрю решения об отмене ЕГЭ и временных правил проведения выпускных и вступительных экзаменов в 2015 году. Кстати, еще вполне в зоне доступа находятся и главные идеологи ЕГЭ: Андрей Фурсенко и Ярослав Кузьминов.
Главное же убедить и общество, и власть в том, что школой уже жизненно необходимо заниматься всерьез - мы уже воспитали поколение малограмотных ленивых начетчиков. Это проблема национальной безопасности страны. Чтобы всерьез реформировать национальную систему образования, необходима принципиально новая образовательная политика.
Скажем откровенно: надежды на реализацию такого сценария мало. Но тихая катастрофа, произошедшая при проведении ЕГЭ-2014, все же дает шанс. Ведь размышления о судьбе собственных детей свойственны немалому числу родителей.

школа, перепост, жизнь

Previous post Next post
Up