Я тут многим уже неоднократно говорила, что самым крутым фильмом о воспитании детей для меня оказался "Майор Пейн". И что? Смотрят, потом плечами недоуменно пожимают.
Сама было засомневалась, вчера пересмотрела, и решила рассказать, что я в нем нашла - с эпизодами и комментариями.
Про исключительную роль отца в формировании ребенка говорят много и с придыханием. Вот хотя бы в Яндексе наберите "роль отца в воспитании мальчика" и наслаждайтесь.
"Отцовская любовь требовательная и дисциплинирующая", но "если мальчик живет в страхе перед отцовским наказанием, то вырастет робким неуверенным в себе мямлей, а вовсе не мужественным".
"Мальчик непроизвольно, но очень точно копирует поведение отца", но "науке давно известно, что личный пример играет второстепенную роль, не всегда мужественные сыновья вырастали у отцов - образцов мужества".
"Материнская любовь безусловна, отцовскую нужно заслужить", но "отец должен быть вовлечен в жизнь ребенка с самого начала, установить с ним доверительные и близкие отношения".
И так далее.
В общем, понятно, что ничего не понятно, и особенно непонятно - а делать-то что?
You can watch this video on www.livejournal.com
ПАПА ЗАЩИЩАЕТ
You can watch this video on www.livejournal.com
У ребёнка есть проблема - у папы есть решение. Именно это дает безопасность, защищенность, уверенность - и чувство детства, в конце концов. Вспомните, как это было: мама-папа рядом, и всё уже хорошо. Если обижают, то можно рассказать папе, и тогда папа придёт и защитит. Реально защитит.
А ещё надо помнить, что мировоззрение ребёнка очень конкретно. Этот хороший, этот плохой, этот добрый, а этот злой, а весь гуманизм и относительность придут гораздо-гораздо позже.
ПАПА ВСЕГДА ДУМАЕТ ОБ ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ
- и дает им то, что им нужно, а не то, что они просят (потому что он верен цели).
Папа действует, чтобы достичь цели, которая, в его понимании, нужна и полезна для детей. Всегда. Даже когда что-то идет не по плану, даже когда дети не слушаются, даже выбирая наказание - исходит из целей, а не реагирует.
You can watch this video on www.livejournal.com
ПАПА ВЕРЕН ЦЕЛИ
Мне кажется, именно это смутно имеют в виду, когда говорят про "личный пример". Невозможно воспитать цельного сильного человека на абстрактных принципах гуманизма -ребёнок запомнит, но при первой же трудности сольёт. Можно только честно передать то, во что ты веришь.
You can watch this video on www.livejournal.com
Да, на всякий случай. Цель - это не обязательно победа, или достижения какие-то. Может быть - просто вырастить хорошего человека. Суть именно в подходе: "Зачем я это делаю?"
ПАПА ОТКРЫВАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ
развивает, мотивирует, учит побеждать. И делает это, давая испытания - на грани возможностей ребенка. Так, чтобы достижение было развитием. Мама, если дает задачи на грани зоны комфорта, делает это все же внутри этой зоны, пусть чуть-чуть, но внутри. А папа - снаружи. И мудрость мамы в том, чтобы не мешать, а папы - в том, чтобы до этого снаружи ребенку не надо было три дня идти пешком.
You can watch this video on www.livejournal.com
Это целое искусство - ставить вызов, который человек готов принять. И даже хочет принять - потому что это именно то, что нужно ему для следующего шага.
ПАПА ВЕДЕТ СЕБЯ ТАК, ЧТО РЕБЕНКУ ПОНЯТНО - ЭТО ОН ТУТ МАЛЕНЬКИЙ
Я всё ещё думаю, как это кратко сформулировать, но это очень-очень важно.
Папа не стремится заслужить расположение, симпатию детей, его самооценка не зависит от их оценки. Я не сказала, что мнение детей ему не важно, или что он их не любит. Он вообще не пытается получить что-то для себя (уважения, почитания, признания, благодарности) - в ответ на то, что он делает. Право давать оценку нужно заслужить. Для этого нужно быть старшим - ну или как минимум равным. То есть взрослым.
You can watch this video on www.livejournal.com
Ребенку важны границы и правила. Когда я вижу агрессивного, раздражительного, требовательного, неуправляемого ребенка, я практически наверняка уже знаю, что в семье не выстроена иерархия. Причем это могут быть бодалки папы с мамой за кто в доме хозяин, так и ситуация, в которой малыш возведен на пьедестал. Пусть и неосознанно (а часто открытым текстом: "Ребёнок - это самое главное!") на малыша возлагают ношу, к которой он ни психологически, ни морально не готов. Он становится ответственным за досуг семьи (все делают, что он хочет), за состояние и настроение её членов (если он сделал что-то не то - маме, бабушке плохо, и надолго, и совершенно непонятно, что с этим делать).
А ещё, нам свойственно сомневаться в себе. Роли родителей мы часто принимаем на себя внезапно, и хорошо, если есть опыт возни с младшими братьями-сестрами, крестниками-племянниками. Но, какие бы сомнения нас ни терзали, в их решение НЕЛЬЗЯ вовлекать детей. От оценки ребенка не должно зависеть самоощущение родителя - иначе у ребенка не будет ощущения детства, а будут детства травмы.
You can watch this video on www.livejournal.com
Это не всё, это то, что я слёту смогла сформулировать словами. Вдумчивый просмотр покажет больше - в том числе и то, чему в фильме учиться не нужно. Люди же живые все - и в кадре, и за кадром.
И ещё две вещи в фильме, уже не про детей, в качестве бонуса:
про ХОЧУ.
Тема силы желания в фильме прямо-таки отдельной нитью:
- Ты хочешь?
- Да.
- Не слышу? ХОЧЕШЬ?????
И про ЖЕНЩИН, ну куда ж без них.
Посмотрите на главную женскую роль внимательно. Вот не надо так себя вести, если рядом с тобой не бесчувственная машина для убийств, а любимый мужчина. Не путайте, и он не перепутает.
Ну и просто отличный фильм… про чуткость и взаимопонимание, и как растут настоящие ребята, из в общем-то, шпаны.