На мои подходы к воспитанию ребенка огромное влияние оказал в свое время анекдот, рассказанный отцом тогда еще только четверых детей.
Мама с сыном пришли в Детский мир. Мальчик остановился перед витриной с машинками, там, естественно, большие-огромные грузовики и трактора, самые разные поменьше, ну и совсем маленькие и дешевенькие тоже есть. Сын сразу же выбирает самую большую машину, тянется к ней, пытается с полки стащить, вожделеет, в общем. Мама пытается объяснить, что машинок дома уже много, что на эту большую денег нет, что они много всего уже купили, и давай возьмем поменьше, и пойдем уже есть мороженое. А мальчик ни в какую, на крик перешел, мол хочу только вот эту большую и все! Мамины уговоры бесполезны, мальчик уже по полу катается, орет дурным голосом, в общем, истерику закатывает. Толпа собралась, куда ж без нее, все пытаются советы давать и ребенка урезонить...
Вдруг к маме подходит мужчина и тихо так говорит:
- Знаете, япсихолог. Позвольте мне поговорить с Вашим сыном. Я ему все объясню.
Мама уже на все согласна, лишь бы тишина и уйти, мужчина подходит к мальчику, что-то ему тихо шепчет... после чего ребенок резко замолкает, вытирает слезы, шмыгает носом, подходит к маме, и тихо-тихо так говорит:
- Мама, купи мне,пожалуйста, самую маленькую машинку!
Покупают,выходят, мама в восхищении догоняет мужчину:
- Да! Вы настоящий профессионал! Вы замечательный психолог! Научите меня так справляться с ребенком! Что Вы ему сказали?
- Если ты не перестанешь орать, я тебе ухо оторву!!!
Вообще мне повезло. У меня ребенок не валяется по полу в магазине с криками и истериками. Хотя в последнее время всякие были ситуации. Говорят, кризис трехлетнего возраста.
В гостях у дедушки с бабушкой (моих родителей) Саша капризничает. Причем нехорошо так капризничает - то бабушку выгнать хочет, то говорит, что дедушку не любит. Мы все (дедушка, бабушка, я) пытаемся как-то мягко вразумлять, но без особогоуспеха.
Сели обедать.Саша не идет. Родители настаивают, ребенок упрямится и ноет. В результате бабушкиных настояний все же садится, но не ест, а ноет и выпендривается. Свою, мол, еду он не будет, а вот у бабушки отнимет. Спокойные объяснения и уговоры не работают. Отниму, мол, и все. И пусть бабушка будет голодная! И тащит уже себе тарелку. Дедушка начинает грозить:«Ай-я-яй, какой Саша плохой, я такого не люблю», бабушка уже готовауступить. Я поворачиваюсь, смотрю в лицо ребенку, и спокойно так говорю: «Саша, отпусти бабушкину тарелку, вот твоя тарелка, возьми ложку, и ешь. Не хочешь есть - иди играй. А если будешь дальше отнимать и капризничать, я выкину твои игрушки».
Ребенок смотрит на меня, и продолжает: «Буду отнимать, не хочу, чтобы ты выкинула. Хочу бабушкину тарелку!»
Я встаю, собираю в коробку только утром купленные кубики с тачками (безумно почему-то дорогие, кстати), повторяю, что если он продолжает капризничать и отнимать, то вот эти кубики я сейчас и выкину.
Продолжает. Иду к ведру, выкидываю.
Ребенок удивлен, расстроен, вопит, но продолжает гнуть свою линию.
Ну и я тоже. Говорю,что тогда я продолжаю выкидывать, и сейчас выкину Мэтра (а он с ним почти нерасстается). Беру Мэтра, иду к ведру. На полпути ребенок резко успокаивается, бежит ко мне и говорит: «Мама, я больше не буду капризничать». Отдаю ему Мэтра,садимся за стол.
Родители мои всю эту сцену наблюдали молча. Папа отмечает: «Жестоко», мама качает головой. Моя позиция:
«Всякое поведение должно иметь последствия. С моей точки зрения, лучше так, чем говорить, что тогда вы его любить не будете. Потому что во-первых, все равно будете, то есть вы ему говорите неправду, во-вторых, он усваивает, что любовь можно заслужить,в-третьих, остается безнаказанным - потому что то не любите, через минуту любите, и можно делать, что хочешь».
Все (включая меня и ребенка) продолжают обед.Больше этот инцидент не обсуждался и не вспоминался.
Недели через две. Вечером, идем за руку к дому из садика. Саша весел, прыгает и делится впечатлениями дня. Потом вдруг замолкает, забегает немного вперед, чтобы оказаться комне лицом, и серьезно так спрашивает:
- Мама, ты меня любишь?
- Люблю. Конечно люблю!
- И я тебя люблю.А Сеню мама не любит, потому что он капризничает. А если я буду капризничать, то ты выкинешь мои игрушки. Поэтому я не буду капризничать - я же не хочу,чтобы ты их выкинула. Мне же нужны мои игрушки.
Все, занавес.Урок усвоен. А любовью - не торгуют.
Posted via
LiveJournal app for iPad.