Mar 16, 2011 11:56
Пришлая зима. Выпал первый снег, наступили морозы и покрылись льдом реки. В селе все работы по хозяйству закончены. Хозяева прячут инвентарь, чинят сани, ездят к мельнице и готовятся к Рождественским праздникам...
Хозяйки прядут. Девушки вышивают и каждое утро умываются «первым снегом» и вытираются красной кромкой - «чтобы были розовые лица». Парни помогают родителям, а в свободное время мешают девушкам вышивать.
Приближается период гадания на будущий год, а вместе с ним наступает и время старых традиционных развлечений сельской молодежи - развлечений, которые преисполнены волшебством первоначальной поэзии нашего народа.
Староукраинские обычаи, которые когда-то были связаны с началом нового года наших далеких предков, позднее перешли в христианские праздники. Одна часть из них присоединилась к современному Новому Году, а вторая - к празднику введения в храм Пресвятой Богородицы ( 4-го декабря за новым стилем). Это праздник в народной терминологии обычно называется Введение.
Начало нового хозяйского года во введенских поверьях выступает довольно выразительно. Кто в этот день утром придет первым в дом, тот будет первым «полазником» (ритуальный гость, первый посетитель) на новый год. За народным верованием первый полазник приносит в дом счастья или неудачу.
Если первым в дом войдет молодой пригожий мужчина, да к тому же еще и с деньгами -это хороший признак: весь год в доме все будут здоровые и будут «вестись» деньги. Если же войдет в дом старый слабый или больной мужчина, ко всему еще и бедный - это плохой признак: в доме будут больные , и заведется бедность... А еще хуже, есди в дом войдет старая женщина - «то уже добра не жди...». Поэтому старые и бедные люди когда-то сдерживались заходить в чужой дом в день Введения - так же, как и на Рождество и Пасху. Плохой знак, если в этот день кто-то из посторонних приходит что-нибудь одалживать.
В восточных районах Украины еще до недавнего времени сохранился странный обычай среди «девушек-волшебниц» святить воду в ночь перед Введением.Вот что рассказывает об этом обычае очевидец С. Г-Ка:
«Был когда-то я на Курщине, там еще много наших людей - целые села украинские. Там у меня товарищ был... «Ты знаешь, - говорит он, -
что в эту ночь наши девки-волшебницы будут воду святить». «И чего же, - спрашиваю, - ночью, что им - дня мало?» - «Это же, - говорит, - чары,
а очаровывать можно только ночью, потому что, когда солнце на небе, волшебницы теряют силу. Если хочешь, то идем с мной, увидишь». Согласился
я, и мы пошли... Вот тогда я увидел, как там девушки сошлись в таком месте, где три воды вместе сошлись - три ручья сливались в одно русло. Набрали девушки в кувшин воды, зажгли два полена, а когда огонь хорошо разгорелся, держали их над глиняной миской и лили воду так, чтобы она протекала между двумя огнями. Что-то они там еще шептали, но что именно - не слышал...»
О такой «свяченой» воде приходилось мне слышать и на Уманщине, и в других местностях надднепровской Украины. Говорилось, что такая «свяченая» вода годится для «привлечения» парня к девушке.
«... В нашем селе, Псяривцы были когда-то такие женщины, которые в полночь против Введения садились голые на пороге входных дверей и пряли «самосейную» коноплю, чтобы пряжа пошла на руку...»
На Подолье утром на Введение молодицы обсыпали своих коров семенами конопли и намазывали маслом вымя - «чтобы давали много молока». В селе Кордишивцы обкуривали коров ароматным зельем, приговаривая заклинание, чтобы никто не отобрал «живности». Варили из муки густой кисель и давали коровам - «чтобы была густая сметана».
Во многих селах Украины гадали по разным приметам, какой будет урожай в следующем году. Некоторые из примет оформились в присказки, например: «Сколько на Введение воды, столько на Юрия травы», « Если есть на Введение вода, то будет в миске молоко», « Если Введение строит мосты, а Николай забивает гвозди, то злая зима будет».
Были известны когда-то нашим крестьянам «житейские» правила, связанные с Введением - что можно и чего нельзя делать: «До Введения можно копать лопатой землю, а после Введения до самого Благовещения нельзя, потому что земля покоится и на лето силы набирается»; « От Введения до Девятого четверга после Рождества не годится бить белье на воде вальком, потому что это вредит ниве и приводит летом бурю на поля»; «Коноплю надо потереть до Введения, а тот, кто ее потрет после Введения, накликает бурю на поля, а на себя от людей пренебрежение».
«...Еще когда я была девушкой, - вспоминает Аграфена С-Ко, - мы, девченки, так уже следили, чтобы всю коноплю потереть до Введения; некоторые даже ночью терли, потому что боялись. Еще бы! Это мог ло попортить девке славу и нежелательно повлиять на свадьбу…»
На Слобожанщине крестьяне говорят, что в этот день Бог отпускает праведные души посмотреть на свое тело: «Душа видит свое тело, поэтому и Видение»
В разных местностях празднуют это праздник по-разному, но везде наблюдается одна тенденция - накликать богатство и благосостояние на будущий год.
Через три дня после Введения - день великомученицы Екатерины.