Кадр из фильма "Нелюбовь" Фото: kinopoisk.ru
Посмотрел "Нелюбовь" Андрея Звягинцева. С "Возвращения" он уже хорошо узнаваем. Выверенные камерные сцены, подбор актеров, диалоги. Режиссер верен себе.
Звягинцев словно опытный хирург показывает всю изнанку внутреннего мира героев. Операционная - семья, вернее отношения людей проживших долгие годы вместе. Объекты препарирования - близкие казалось бы люди.
"...ты все время в поиске. Ты все время находишь себя ничтожным, а иногда случается так, что думаешь: как же, черт возьми, я ведь все-таки могу позволить себе сделать добрый жест или могу быть человеком…" Андрей Звгинцев, интервью радиостанции "БизнесФМ"
За жуткими картинками прячется внутренняя боль и злость. Личная боль, личная злость на мир. Такая правда жизни.
Кадр из фильма "Нелюбовь" Фото: kinopoisk.ru
В центре картины история пары. Евгению (актриса Марьяна Спивак) и Бориса (Алексей Розин) нельзя назвать семьей. У каждого на стороне другие отношения. Возможно что-то было в прошлом. В дне настоящем их связывает только СЫН, Алексей. Общение Бориса и Евгении происходит в одной октаве, практически без эмоций, с взаимными колкостями и оскорблениями. При этом Женя мечтает о красивой и богатой жизни, Борис о новых "крепких" отношениях. Мечты обоих сбываются. Спираль жизни обоих уходит на второй виток. Повторяясь в других красках. Ярких и жутких.
"Главным образом, читая произведение, смотря фильм, нужно искать свой портрет, чтобы ужаснуться самому себе." Андрей Звягинцев, интервью радио "БизнесФМ".
Ни Борис, ни Евгения "не ищут свой портрет", не пытаются разобраться в себе. Все проблемы во внешнем мире, считают они.
Кадр из фильма "Нелюбовь" Фото: kinopoisk.ru
По сюжету (простите за спойлер) 12-летний Леша (Артём Жигулин), став свидетелем одного из разговоров родителей исчезает. Мальчика ищут волонтеры, но поиски оказываются безрезультатными.
Финал сцены на опознании так и оставшегося неизвестным ребенка - яркая и жесткая метафора для современной России. Останки не поддаются опознанию и становятся катализатором взаимных оскорблений главных героев. Сколько таких семей, которые в погоне за деньгами, карьерой, положением в обществе забывают про своих детей. Забывают о любви и уважении в семье и к самому себе. В этой погоне мы забываем о том, что прошлого уже нет, а будущего может не быть.
Отношения родителей перечеркнули детство Алеши. В нем нет любви, нет доброты, есть злоба на мир и беззащитность. Так и растут наши дети с этой злостью на мир. Она не уходит, она тоже вырастает в годами, выплескиваясь на окружающих.
Метафоричны сцены из "будущей" жизни героев. У Бориса в новой семье родился сын, который также как и Алеша, не видит любви и внимания от родителей. Евгения с богатым мужем живет за городом. Она пытается убежать от прошлого, но безуспешно. Уроки жизни не пройдены. Начинаются новые, они более сложные. Герои даже не думают, что эти уроки приходится проходить по новой. Урок становятся более изощренными. Жизнь учит, у нее свои законы.
Несмотря на утверждение о поиске "своего портрета" Звягинцев пытается связать трагедию с внешним миром кадрами из телевизора. Между тем отношения отец-сын остаются противоречивыми во внутреннем мире самого режиссера. Конечно в полной мере это видно в картине "Возвращение". "Нелюбовь" добавляет огня в эту боль. Личную боль.
После двенадцати лет отсутствия отец заглянул как-то домой «навести порядок». Мне уже исполнилось восемнадцать. Узнав, что я поступил в театральное училище, он хлопнул по столу кулаком, заявив маме: «Что за херня? Какое театральное?» К счастью, я сам не видел эту сцену. И с чего бы я этому чужому дяде объяснял, чем хочу заниматься.", - говорит Андрей Звягинцев в интервью "Новой газете".
Боль и нежелание простить - беда главных героев. Беда которая будет сопровождать их всю жизнь. Беда, которая будет питаться из телевизора, смартфона. из внешнего мира.
Наряду с безупречной игрой актеров, надо отметить отличную операторскую работу работу (Михаил Кричман) и попавший в десятку сценарий (Олег Негин).
Внутренняя боль напоминает о себе, когда мы начинаем разбираться в причинах. Пытаемся простить. Чтобы жить дальше. А это больно. Потому что в кровоточащей ране надо копаться, чтобы извлечь инородное тело. Надо простить, чтобы рана зажила. Это больно, но по другому от внутренней раны-боли избавиться не получится. Вот такая "Нелюбовь".
Любителям конспирологических версий советую оглянуться вокруг. Возможно ваша жена сидит со смартфоном рядом и вы уже разговариваете в одной октаве. Возможно, вы считаете, что во всем виновата пропаганда и внешний мир. Возможно, что недовольный всем муж пропадает на работе и не уделяет внимания ни вам ни детям. Остановитесь посидите в тишине, загляните в себя. Может быть ваш внутренний ребенок живет с детской болью и ненавистью к родителям, одноклассникам и всему внешнему миру. Помните, что прошлого уже нет, а будущего может не быть. Делайте сами свой выбор, создавайте сами свою жизнь.
Всем добра и хорошего настроения!