АГЗС на ул. Родины, Тольятти
Тренд на экологичность автотранспорта иногда приобретает демонический оттенок. Известно, что сжиженный углеводородный газ (СУГ) для автомобилей - это экологичный вид топлива. Да, это забота об окружающей среде и чистоте нашего воздуха. Да, надо развивать инфраструктуру и поощрять переход на газовое топливо. Но у нас получается как всегда - гладко было на бумаге, да забыли про овраги.
К примеру на ул. Родины, у Центрального автовокзала Тольятти завершается строительство АГЗС. Вопросы возникают уже у паспорта объекта. На заборе написано, что здесь строится «Объект обслуживания автомобильного транспорта». За забором возвели АГЗС.
Удивительные вещи происходят порой в Тольятти с землей, а до этого с градостроительным планом. Могу предположить, что земельные «волшебники» сидят в ДУМИ администрации Тольятти. Участок под ней [АГЗС] должен иметь вид разрешенного использования «Заправка транспортных средств», соответственно в паспорте объекта указана эта самая АГЗС (простите за тавтологию). Но разрешение на строительство «Объекта обслуживания...» выдано и в IV кв. прошлого года станцию должны были сдать, а стройку завершить.
Тольяттинцы и гости города видят, что опасный производственный объект (ОПО) возведен в соседстве с велодорожкой, стадионом «Строитель» и автовокзалом. Сами АГЗС официально относятся к III и IV классу опасности (нахождение газовоза повышает класс опасности ОПО до II). Предположу, что на объекте по ул.Родины формально соблюдены требования допустимого расстояния до дорог общего пользования - не менее 25 метров, мест массового скопления людей - 60 м., до насаждений хвойных и смешанных пород - не менее 50 м. (нормативы для оборудования с двустенными резервуарами). Но все эти цифры как-то меркнут на фоне ЧП на АГЗС (см ниже), произошедших в новейшей истории России. Так площадь пожара при взрыве в Новосибирске составила более 1000 кв. метров.
Проблемой стройки на ул. Родины власти озадачились пять лет назад. В 2018 году на гипотетическую стройку в буферной зоне района, обратил внимание Артем Гончаров (тогда глава Центрального района). По его словам, земельный участок под автосервис был сформирован еще в 2015 году, писал портал TLTGorod. Участок находился в муниципальной собственности и Гончаров попросил снять его с кадастрового учета. Глава Тольятти, Сергей Анташев ответил, что не видит никаких проблем для решения вопроса, городу не нужна ситуация, когда после сдачи в эксплуатацию велодорожки, там же начнется строительство АЗС. Тогда же, руководитель ДУМИ Инна Сорокина сообщила, что ей нужно время для того, чтобы углубиться в тему. Если все будет в порядке, то решение вопроса займет не более пяти дней. Но что-то пошло не так и сегодня АГЗС практически построена.
Собственно проблема опасного соседства ОПО с автовокзалом, стадионом (рассчитанным на 15 тыс зрителей, на секундочку) и велодорожкой в том, что после сдачи в эксплуатацию контроль за АГЗС ляжет на Ростехнадзор. Ведомство в основном реагирует когда (не дай Бог конечно), случается непоправимое (как в Новосибирске) и других местах ЧП. А к будничным проверкам наши коммерсанты готовы, этот метод не всегда эффективный.
Вот лишь несколько ЧП на АГЗС России в последние годы:
14 июня 2021 года. Мощный взрыв и пожар на площади более 1000 кв.м. АГЗС г Новосибирск. Больше 30 пострадавших, в том числе двое детей. Объект не подлежит восстановлению . В ходе расследования установлены причины взрыва - нарушение проекта, правил эксплуатации. Всего выявлено шесть нарушений эксплуатации, в том числе разгерметизация (механическое разрушение) рукава высокого давления.
Кстати, после сибирского взрыва по стране проверили многие АГЗС. Прокуратура Тольятти осенью 2021 года провела проверки городских ОПО и нашла много нарушений. Представления на исправления выявленных нарушений были направлены в Ростехнадзор. Что было дальше неизвестно.
Август 2020-го. Волгоград. Мощный взрыв и пожар на АГЗС в Тракторозаводском районе города. 13 пострадавших - сотрудники МЧС, работники местного «Водоканала», обычные люди, проходившие мимо. Объект не подлежит восстановлению. Причина аварии - нарушения при перекачке газа из автоцистерны в резервуар. Нижне-Волжское управление Ростехнадзора в 2020-м внепланово «пробежалось» по 17 (!) АГЗС, которыми владело ООО «Газэнергосеть-Поволжье» на территории Волгоградской области. Нашли 90 (!) нарушений (в том числе - «необоснованное снижение рабочего давления сосудов»).
Июль-август 2020-го. Краснодарский край. Взорвалась АГЗС у станицы «Васюринская» (26-й километр автодороги Краснодар - Кропоткин) . Вслед за этим начался пожар на 300 кв. м (горела заправка и припаркованные рядом автомобили). Пострадало шесть человек, один погиб. Объект, не подлежит восстановлению. Авария случилась при заправке автомобиля. Виной всему «нагретые поверхности авто, либо искры», а еще «натянутый напорный шланг подачи газа, который не отсоединили от отъезжающего автомобиля».
9 июля 2022 года в районе поселка Кузоватово Ульяновской области на АГЗС («Газнефтепродукт») произошел взрыв. Работник АГЗС и водитель тягача с тяжелыми ожогами и травмами доставлены в медицинские учреждения. Причина взрыва - нарушения правил эксплуатации - при сливе сжиженного углеводородного газа из автоцистерны в надземный резервуар.
Я не против АГЗС, я против опасного соседства объекта со стадионом, лесом, вокзалом и велодорожкой. Есть вопросы по странному и непонятному перекраиванию градостроительного плана и назначению земельных участков. Но, как писал выше, в Тольятти так принято.