«Ему предстояла жизнь, давно лишенная цвета…»

Feb 28, 2019 02:56

Спектакль «Улетающий Монахов» по прозе Андрея Битова вот уже второй год идет на сцене во флигеле МТЮЗа, а поставил его молодой, очень талантливый режиссер Сергей Аронин.

Андрей Битов перед премьерой спектакля рассказал журналисту из «Вечерней Москвы» Анжелике Заозерской, что, по словам Юрия Любимова, его произведения сложно «переместить» на сцену - «Театр не может передать стиль».

На следующий же день после просмотра спектакля нашла и прочитала книгу.

Роман-пунктир «Улетающий Монахов» включает шесть новелл («Дверь», «Сад», «Образ», «Лес», «Вкус» и «Взгляд»), связанных одним героем - Алексеем Монаховым, который проживает в нем все сезоны мужского возраста, от подростка до зрелого человека. И он весь пронизан мотивом первой любви.

Книга очень атмосферна и чувственна. В ней много философских и просто жизненных размышлений. Одна только новелла «Лес» дорогого стоит!!!



Приведу несколько цитат из романа:

«Да, все повторяется…- печально подумал он (прим. Монахов). - Все ситуации те же. Как оттиски. Точка в точку. Только бледнее. Или как пластинка заскочила. Все то же, только звук с каждым оборотом хуже. Хрипы, трески… Все то же, только мы уже не те…»

«Ему вдруг стало скучно, тошно - его настигла кратность бытия: что-то уже было, будто слово в слово, миг в миг, свет тот же… что-то уже было из этого неповторимого».

«…Монахов ощутил тоскливый укол: ему предстояла жизнь, давно лишенная цвета. Последняя, быть может, краска испарялась сейчас на его полотне».

«Такая пустая, полная ночь! И тут же - такое обилие запыхавшейся, подбежавшей вплотную жизни, в которую он почему-то сразу верит, что это жизнь, а не какие-то городские шумы: качнулась ветка, сорвалась птичка, прошелестела и осталась позади мысли, неузнанная и непойманная. Никогда он не узнает, о чем только что подумал: это наполняло его счастьем, он вдыхал этот согретый бензиновый воздух со следами запахов одеколонного цветения… Он ничего не видел, и это трепетное «ничего» - жило. А главное - пусто было….»

«…чем острее и последней момент, тем тупей и самодовольней улетающий Монахов. Вплоть до отрыва от земли, вот когда защемило, вот когда засосало… «Да что ж это такое?- возмущался сейчас Монахов.- Завтра буду жить сегодня, а сейчас-то я где?»...

«…варианты выбора порывают с реальностью, пока выбор, умножаясь, пытается ее отразить… Эволюция варианта: побеждает тот, который умудрится прикинуться наиболее соблазнительным… «Выбор искажает цель» - Монахов подержал эту мысль, как держат в руках какую-нибудь законченную форму, деталь неизвестной нам принадлежности и назначения - такая симпатичная вещица, а ни к чему - и отложил, забыл за неупотребимостью».

Теперь вы представляете, какими красками написан Андреем Битовым образ Монахова?

И как это поставить и сыграть???

А ведь удалась эта труднейшая задача молодому режиссеру!!!

Читая роман, я не уставала восхищаться, как же точно передал Сергей Аронин его атмосферу!!!

И Монахов его будто сошел к зрителям прямо со страниц книги!

В спектакле перед нами проходят простые и сокровенные, а вместе с тем возвышенные и поэтичные, воспоминания Алексея Монахова, которого, при всем желании, сложно назвать «героем».

Перед нами такой «маменькин сынок», безвольный теленок, он ни разу не поступает как мужчина, и даже профессиональная сторона его жизни остается для зрителей за кадром… Только его чувства и мысли (весьма, к слову, хаотичные…). И при этом Монахов вызывает симпатию и кажется каким-то знакомым и близким.





Идет Алексей по жизни, встречает разных женщин, женится, разводится, но где-то глубоко в его душе живет лишь одна, та самая, первая…





Очень понравилась и сама инсценировка спектакля (все того же Сергея Аронина), и то, как ведется в нем повествование, как используется сценическое пространство и как актеры в нём существуют.

Очень точно смогли передать образы персонажей романа и сам Сергей Аронин, сыгравший Монахова, и три актрисы (Арина Борисова, Ольга Гапоненко, Алена Стебунова), которые представляют нам Асю (его в некотором смысле единственную любовь) в разные этапы жизни Монахова.







Они же во втором действии спектакля станут другими (прочими) женщинами в судьбе повзрослевшего мальчика, по-прежнему напоминающими ему ту, первую…







Понравилась игра заслуженной артистки РФ Оксаны Лагутиной, исполнившей роль матери (а как она спела под гитару песню Вероники Долиной «Свеча»!!!),









Ильи Смирнова и Сергея Погосяна, сыгравших в спектакле несколько персонажей.









Весь актерский ансамбль, на мой взгляд, был просто безупречен!!!

Пересказывать содержание спектакля бессмысленно, например, новеллу «Образ» Битову очень долго не удавалось опубликовать, потому что руководство журналов видело в ней только рассказ, в котором «все действие заключается в том, что герои ищут, где им переспать».

При этом в спектакле важен не столько сюжет, сколько его проникновенно - грустная интонация, чему немало способствует и прекрасное музыкальное оформление (музыка Олега Каравайчука, Евгения Крылатова, Нильса Фрама).

А все та же Анжелика Заозерская из «Вечерней Москвы» написала, посмотрев премьеру спектакля:

«Первая постановка в театре прозы Битова - бережная, чистая, трепетная. Все настолько деликатно, тактично, нежно. Этакие пастельные тона, акварельные зарисовки, которые свойственны прозе Андрея Битова - прозе русского интеллигента».

За приглашение благодарю сообщество moscultura (atlanta_s) и МТЮЗ (страница спектакля на сайте театра http://moscowtyz.ru/uletayushhiy-monakhov)!!!

Фото мои. А видео с поклонов загрузить так и не удалось...

Театр, Спектакль

Previous post Next post
Up