Когда я узнала, что в ЦАТРА поставили "Барабанщицу" Салынского (точнее, восстановили спектакль, он там уже шел), я загорелась: пойду. Это один из немногих спектаклей моей юности, который я запомнила. Тогда я много ходила в театр и сейчас, перебирая старые программки, удивляюсь: надо же, я однажды уже смотрела во МХАТе "На всякого мудреца довольно простоты". Но забыла напрочь не только сам спектакль, но и вообще то, что его смотрела, поэтому во второй раз сходила на него с огромным удовольствием. Но "Барабанщицу", увиденную в начале или середине 1980-х в Центральном детском театре, я помнила.
Почему - понятно. Это очень "подростковый спектакль": чувства в клочья, душа нараспашку и так далее. Не даром Салынского когда-то упрекали в надуманности ситуации и в излишнем пафосе. Но в юности это как раз нравится. Любовь с первого взгляда? Замечательно. Девушка-разведчица служит переводчицей у немцев? Ой, как интересно! Ну и так далее. Чем больнее герою, тем лучше. Юность жестока. Но сейчас смотреть спектакль только сердцем не получается, сейчас сразу подключается голова. Поэтому у меня впечатление двойственное.
В пьесе говорится о Ниле Снижко, служившей во время оккупации в немецкой комендатуре. Сейчас ее родной город освобожден, но девушка не может признаться в том, что была разведчицей ибо надо выловить немецких агентов. Ее встречает и в нее влюбляется Федор, демобилизованный по ранению летчик, вернувшийся к своей гражданской профессии архитектора. Но даже ему она не может открыться. Люди плюют ей вслед, называя "овчаркой", дети швыряют камнями, а она поет сама себе пионерские песни...
Нила (О. Герасимова) и Федор (М. Чиков).
Спектакль хорошо, совершенно классически поставлен. Режиссер-постановщик н.а. России Б. Морозов очень бережно обошелся с текстом. Но... это оказалось скорее минусом, а не плюсом. Почему? Это произведение написано в 1958 году и оно, увы, устарело. Причем это очень заметно, когда смотришь спектакль. Пока актеры произносят текст, касающийся каких-то общечеловеческих ценностей, все в порядке. Как только Нила начинает говорить о комсомольском билете или Зоя и Чуфаров пытаются проповедовать Ниле коммунистическую мораль, начинается фальшь. Как я понимаю, даже актерам трудно вот это все играть. Поэтому во время спектакля ты то думаешь "Как здорово!", то "Не надо бы так". Все-таки, время этой пьесы ушло.
В спектакле хорошие актерские работы, начиная с О. Герасимовой (Нила) и заканчивая юными актерами В. Ширяевым (Сашка) и Д. Шония (Эдик). Я решила ознакомиться с предыдущей версией этого спектакля в ЦАТРА, ее смотреть сложно, потому что 12-летних мальчишек играют взрослые дяди, а тут - все в порядке.
Нила и Эдик (Д. Шония).
Кстати, также в новой постановке все более чем в порядке с костюмами. В 1975 с матчастью особо не заморачивались, взяли, что есть. Поэтому там героини щеголяли в юбках сильно выше колена и в платьях, модных в то время. Ничего подобного нет в новой постановке. Костюмы великолепны и очень историчны. Меня смутили простые солдатские штаны у бывшего летчика, хотя по идее у него должны были быть синие галифе. Но это единственный крохотный недочет (или авторское видение), остальное - более, чем великолепно. Атласная комбинация Нилы, ее туфельки и платья, яркие броские наряды Тузиковой, рабочий комбинезон Зои, тюбетейка Эдика, все на месте, все из той эпохи. Художник-постановщик А. Глебова и художник по костюмам А. Климов сработали на отлично.
Зоя (К. Таран) и Мария Игнатьевна (з.а. России Н. Лоскутова).
И еще один момент меня напряг, но тут вопросы к автору. Цитирую пьесу.
А л е к с е й. Стой, стой! Ты же нас в сорок первом из окружения выводила, меня и ребят нашего батальона! Осенью сорок первого, под Харьковом… Через линию фронта, а линия эта менялась так быстро…
Н и л а. Это факт не из моей биографии.
А л е к с е й. Зачем темнишь? Ты же десятки раз жизнью из-за нас рисковала. С фрицами по-ихнему, по-немецки, балясы разводила, чтобы разузнать да пройти…
А теперь представьте ситуацию: вы - немецкий солдат, который мешает вырваться из окружения русским. И тут к вам подходит местная девушка и начинает говорить на отличном немецком. Ваши действия? В общем, я бы на месте этого солдата отвела бы подозрительную фройляйн в ближайший штаб, чтоб там с ней разобрались. А вовсе не стала бы объяснять ей дорогу.
В целом впечатление такое: постановка хорошая, но сам материал устарел. Пьеса - свидетельство эпохи и поэтому по-своему интересна.
Информацию о спектакле можно посмотреть на сайтах театра:
http://teatrarmii.ru/https://www.facebook.com/officialcatra/https://vk.com/officialcatrahttps://www.youtube.com/user/OfficialCATRA Картинки с сайтов:
http://teatrarmii.ru/spectacles/barabanshchitsa/https://sobesednik.ru/kultura-i-tv/20191118-chuzhaya-sredi-svoih-barabanshica-na-festivale-zvezdnaya-maskahttps://www.ticketland.ru/teatry/teatr-rossiyskoy-armii/barabanschica/ За приглашение спасибо
moskva-lublu и
pamsik.