«Тварь ли я дрожащая или право имею?» - этот вопрос напоминает мне ещё один: «Быть или не быть...?». Художественный руководитель
театра «У Никитских ворот» кажется тоже видит между ними некую схожую линию и ставит спектакль «Убивец» методом Шекспира - стихи и проза переплетаются, находятся в желаемом единстве.
фото из соцсетей театра
Премьера восстановленного спектакля по собственной пьесе Марка Розовского, основанной на произведении Фёдора Достоевского «Преступление и наказание», некоторые сцены из романа оущены, но основная сюжетная линия сохранена. На пресс-показе был и сам режиссёр, о своей работе он говорит так: «Это совершенно другой спектакль с другими декорациями, другими актерами и с гораздо более серьезным пониманием этого великого романа, который не теряет своей актуальности». Однако музыкальная составляющая осталась прежней, как и в прошлый раз звучат произведения народного артиста России композитора Эдуарда Артемьева на стихи Юрия Ряшенцева, с которым театр связывает давняя творческая дружба. Опираясь на открытие литературоведа Михаила Бахтина, назвавшего роман полифоническим, спектакль показывают как площадное действо, подчёркивая многоголосье и двойниковость произведения.
фото из соцсетей театра
Студент Родион Раскольников (Сергей Рожнов) решил, что все люди делятся на две категории: «обыкновенные» (не имеющие права преступать закон, живущие в послушании невзирая на все невзгоды) и «необыкновенные» (имеющие право совершать преступления, вершить человеческие судьбы, как Наполеон например). Он даже написал об этом статью, а потом задумался, к какой категории относится сам? Решив переступить через себя и доказать, что он не вошь, как все, а человек - пошёл на убийство процентщицы. Возможно решающим толчком стало нищенское существование героя, унизительное положение сестры и девушки Сони, которая была ему мила. А может быть его сподвигли к этому бесы?
Я ощущала энергетику всех актёров, но на эмоции вывел Денис Юченков, он показал Свидригайлова очень отталкивающим персонажем, циничным любителем разврата. Ещё запомнилась героиня Кристины Айвазовской, её Дуня ровно как в описано в книге «гордая, характерная, добродетельная». Эту роль в другом составе играет Дарья Щербакова, у неё потрясающий голос (недавно видела как Дарья поёт в спектакле «Хищники»), но главные герои здесь не поют, хотя это и мюзикл.
Сценография в мрачных тонах, изредка появляются белые и красные акценты. Сцена убийства старухи завуалирована, как и смерть остальных персонажей, но достаточно жестоко показан момент с загнанной лошадью и растлением пятнадцатилетней девушки. Пыталась посчитать, сколько же заповедей Божьих нарушили герои: не убий, не прелюбодействуй, не делай себе кумира и т.д. ...
Тяжёлый спектакль, хотя любителям классики должно понравиться. Подробнее
на сайте театра «У Никитских ворот» и в соцсетях (
Fb,
Вк,
Твиттер).
За приглашение благодарю сообщество
moscultura